Главная Журнал Справочник Галерея О проекте Форум
Назад: БиблиотекаНазад: ЖурналНазад: Библиотека

Д.Б. Шибаев «Путь длинною в сорок лет»

II. Арбатско-Покровская линия – первая школа для будущих Филёвцев. 1950-1958 гг.

Несмотря на то, что в период последних этапов проектирования и строительства Филёвская линия, и в том числе депо «Фили», получили самостоятельный статус, всё равно до вступления их в постоянную работу подвижной состав и обслуживающий его персонал соответственно проверялись на Арбатско-Покровской линии и в депо «Измайлово» Московского метрополитена. Поэтому основной костяк трудового коллектива депо «Фили» сложился в структурах депо «Измайлово» и первый свой трудовой опыт получили на Арбатско-Покровской линии.

Так, ещё с конца 1948 г. сначала в депо «Сокол» Московского метрополитена, а затем с января 1950 г. в депо «Измайлово» эксплуатировался поезд «им. Трудовых Резервов», обслуживаемый молодёжью, окончившей железнодорожные производственно-технические училища.

Возглавлял этот поезд с самой его организации один из лучших машинистов Московского метрополитена П.Л. Левитан. В состав этого поезда входили непосредственно и косвенно связанные в будущем с Филёвской линией машинисты: Н.Ф. Климов, В.А. Болотов, а затем позже присоединившийся к ним переведённый из депо «Северное» машинист В.Л. Кухарчук. В разное время на поезде «им. Трудовых Резервов» работали: машинистом В.Р. Домешек (до этого помощник машиниста депо «Северное»), помощники машиниста Н.В. Шапкин, Е.А. Пронин и др.

Из трудовых и производственных движений будущих Филёвцев, работавших в начале 50-х гг. в депо «Измайлово», можно отметить следующее: в свободное от работы время машинист В.М. Зайцев с целью контроля за правильностью экономии расхода электроэнергии осуществлял контроль за выполнением графика движения поездов, а помощник машиниста Н.В. Шапкин с той де целью проверял соблюдение норм времени на оборот поездов по конечным станциям. Причём первый из них, машинист М.В. Зайцев, вместе со старшим машинистом И.П. Масленниковым, впоследствии стали инициаторами езды на укороченных тормозных путях.

В 1955 г. всё тот же машинист В.М. Зайцев совместно со старшими машинистами П.Г. Налётовым и В.И. Большаковым начали распространять передовые методы труда при приёмке подвижного состава перед выдачей его на линию. Не отставал от них неоднократно награждённый как государственными, так и ведомственными наградами старший машинист-стахановец П.С. Сытин.

В период 1954 – 1955 гг. в депо «Измайлово» в эксплуатацию стала приходить новая техника. Сначала это были вагоны типа Г с электрическим реостатным торможением, а затем прошедшие модернизацию вагоны типа Б (типа Бм), так же оборудованные электрическим реостатным тормозом. Из вагонов, оборудованных таким видом торможения в депо «Измайлово» было сформировано пять составов, вошедших в группу машиниста-инструктора Н.Н. Сорочкина, впоследствии одного из ветеранов депо «Фили», проработавшего в нём со дня его основания и до начала 70-х гг.

На таком электроподвижном составе с электрическим реостатным торможением так же довелось работать машинистам – в будущем так же Филёвцам: А.Е. Теремкову, Б.В. Василевскому, Н.В. Дрожжинову, А.П. Закандраеву, Ф.А. Сичкарю, Ю.И. Иванову и многим другим. При этом машинист Ю.И. Иванов в бытность своей работы в депо «Сокол» Московского метрополитена на рубеже 40-х и 50-х гг. освоил новые опытные вагоны типа В4, М5 и Д, тоже оборудованные электрическим реостатным тормозом. Он также являлся потомственным метрополитеновцем, так как его отец Иван Иванович Иванов до Великой Отечественной войны окончил железнодорожный институт и работал машинистом электропоезда метрополитена. После её окончания И.И. Иванов – инженер, заместитель начальника отдела нового подвижного состава Московского метрополитена.

Но теперь снова вернёмся к депо «Измайлово». В нём один из составов, состоявший из вагонов типа Бм, возглавил «первопроходец» Филёвской линии – старший машинист В.Е. Ющенко.

Освоение новой техники в депо «Измайлово» давалось не легко. Особенно большой вклад в её наладку, а в частности в доработку конструкции вагонов типа Бм, а затем и типа Ам, с электрическим реостатным торможением, внёс тогда ещё старший инженер производственно-технического отдела этого же депо И.Ф. Воробьёв, в последствие первый начальник депо «Фили».

В совершенствовании своей работы на Арбатско-Покровской линии от мужчин не отставали и женщины. Так, на женском поезде «им. 8 марта», будучи ещё помощником машиниста, повышала свой производственный опыт один из лучших машинистов депо «Фили» З.С. Мустерман (в депо «Измайлово» работала с 1951 г.).

В структурах депо «Измайлово» будущие Филёвцы продолжали накапливать свой производственный опыт и в конце 50-х гг. При этом они добились определённых успехов. В 1957 г. первое место по Московскому метрополитену занял цех ремонта депо «Измайлово», так как он постоянно совершенствовал свою работу путём повышения производительности труда и сокращения времени простоя вагонов в ремонте.

Среди отличившихся были и будущие работники депо «Фили», в тот год ещё: заместитель начальника депо «Измайлово» по ремонту В.С. Сергеев, бригадир комплексной бригады А.П. Хильченко, слесарь автоматного отделения – изобретатель М.Н. Щукин, осмотрщики подвижного состава А.В. Савостьянов и Н.А. Тимашёв, техник цеха подъёмочного ремонта Е.В. Хотько.

За успешную работу в том же году управлением метрополитена была отмечена группа эксплуатационников – будущих Филёвцев: старших машинистов П.Г. Налётова и П.Н. Снытина, машинистов С. Бухреева, Л. Давыдова, В. Кухарчука, А.Д. Логашёва, Е. Фёдорова, помощника машиниста Н. Шапкина. Из молодых машинистов в то время особенно отличились А. Глебов и Л. Шлейн.

<< Глава 1 | Содержание | Глава 3 >>