На труд и на подвиг Послевоенные годы Победно закончилась Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Труженики Мытищинского машиностроительного завода, как и весь советский народ, получили возможность вернуться к мирной жизни, продолжить созидательную работу по строительству коммунистического общества. ... Перед заводским коллективом была поставлена задача – возобновить производство вагонов для столичного метрополитена. На сначала намечалось восстановить изношенные вагоны типа «А» и «Б», моторные и прицепные, переконструировать моторные метровагоны, спроектированные в 1938-1939 гг. и переданные тогда метрополитену для эксплуатационных испытаний на трассе. Собрание партийно-хозяйственного актива завода, обсудившее в конце 1946 г. задачи производства, предложило техническим службам создать необходимую производственную базу, организовать набор рабочих и инженерно-технических работников. ... Перед конструкторским, технологическим и металлургическим отделами завода, центральной сварочной лабораторией была поставлена задача: внедрить в производство совершенные методы изготовления деталей, использовать малую механизацию. Конструкторы завода во главе с главным конструктором уделили большое внимание выпуску штампованных и штампосварных деталей и узлов вместо литых. В 1946 г. предстояло переработать и вновь изготовить до 4 тысяч чертежей разных деталей, привезти, смонтировать и отладить новое производственное оборудование, спроектировать и изготовить технологическую оснастку. Началось строительство новой заводской котельной, ремонт и расширение вагоносборочного цеха. ... Вступая в 1947 г., завод получил от вышестоящих правительственных органов утвержденный план производства: выпустить для народного хозяйства 1000 автосамосвалов, восстановить для московского метрополитена 30 вагонов и 40 запасных тележек к ним, изготовить два переконструированных вагона типа «Г» и создать мощности для производства по 100 таких вагонов в год. Московский областной комитет партии выступил перед правительством с инициативой сделать Мытищинский машиностроительный завод устойчивой базой по строительству вагонов метро. Партийный комитет завода, партийные организации цехов проводили работу по развертыванию социалистического соревнования. ... С 1947 г. трудится на тележечном участке вагоносборочного цеха бригадир слесарей Сергей Семенович Лысенков. Работает надежно, творчески. Он сам без помощи технологов может составить технологию правки рамы тележки для вагонов метро. В совершенстве изучил геометрию рамы, все ее замеры. Безошибочно определяет, в какой части балки рамы какой давать нагрев автогеном, чтобы тележка вагона получилась нужных размеров. Случается, что рама тележки несколько «извернута». Лысенков знает, как ее лучше выправить. Лишь тогда, когда площадь тележки точно подогнана, начинается установка деталей. Работа эта точная – допуск 0,3 миллиметра, а сдача тележки идет по индикатору с точностью до 0,03 миллиметра. Однако не было случая, чтобы бригадир и слесари бригады – Борис Гурочкин, Иван Ермаков, Владимир Кондратов и Иван Москалев – сдавали тележки с дефектом. У бригадира – личное клеймо. На груди у коммуниста С.С. Лысенкова орден Трудового Красного Знамени, знак «Победитель социалистического соревнования» и чехословацкий Знак почета. Все это – награды за доблестный труд в производстве вагонов метро. ... 7 сентября 1947 г. труженики завода вместе со всеми трудящимися столицы и Московской области торжественно праздновали 800-летие Москвы. Чувством горячей любви к родном столице были наполнены сердца людей. Трудовым подарком мытищинских машиностроителей к этому празднику были первые вагоны метро типа «Г», направленные метрополитену. ... Досрочно, 1 октября 1950 года, заводской коллектив выполнил годовой производственный план и план пятилетки. Снижена трудоемкость изделий: по автосамосвалам – на 23%, по метровагонам типа «Г» – на 24%. В последнем году пятилетки сверхплановые накопления от снижения себестоимости составили более 4 миллионов рублей. Высвобождено из оборота более 15 миллионов рублей. ... В 1951 году во всех основных цехах завода развернулось соревнование за снижение расхода металла на единицу продукции. Внедрение предложения технологов вагоносборочного цеха С.Н. Маркова и Г.Л. Слуцкого, заместителя главного металлурга В.И. Ульянова, инженера этого отдела В.В. Ванифатьева и рабочего-стахановца А.С. Самсонова об изменении конструкции тележки вагона метро и отмене концевой балки тележки обеспечило заводу экономию 13-14 тонн дорогостоящих металлических труб в год. ... Деятельность завода в 1955 г. была насыщена важными событиями. На стройки крупнейших электростанций, заводов и фабрик, в районы освоения целинных земель отправлены тысячи автосамосвалов новой конструкции. По подземным магистралям прекрасного ленинградского метрополитена стали курсировать более совершенные технически, облегченные вагоны метро типа «Д», освоенные заводом. Новые серьезные задачи стояли перед коллективом. Выпуск валовой продукции в шестой пятилетке должен был возрасти на 81%, в том числе по самосвалам – на 72%, по метровагонам – на 121, по производству запасных частей – на 87%. Причем значительную часть продукции предстояло усовершенствовать: с апреля 1956 г. начать серийный выпуск новых седельных тягачей и полуприцепов к ним; разработать новую конструкцию метровагона – тип «Е»; спроектировать и изготовить образцы самосвалов с гидроподъемником новой конструкции и насосом повышенного давления. ... С большим патриотическим подъемом трудились в послевоенные годы и вагоностроители. Их рабочая гордость, чувство долга возрастали от сознания того, что Мытищинский машиностроительный завод – предприятие, выпускающее первоклассные, комфортабельные вагоны, получившие всемирное признание. Мытищинские машиностроители во главе со своими опытными конструкторами Н.В. Разуваевым, А.Г. Акимовым, Н.С. Камаевым, В.М. Голубевым, В.Т. Парфененковым, В.А. Авдеевым, А.Г. Тетеревятниковой, в содружестве с коллективами московского электромеханического завода «Динамо» имени Кирова, Московского тормозного завода, многих научно-исследовательских институтов, добились того, что программа по метровагонам стала систематически выполняться, а конструкция периодически совершенствоваться. С историей возникновения и развития метровагоностроения тесно связана жизнь и трудовая деятельность конструктора Николая Васильевича Разуваева. При его активном участии был спроектирован и построен первый опытный поезд вагонов типа «Г». Это – вагоны с хорошими ходовыми качествами, с более технологичным решением конструкции тележки. Вагон экспонировался на Лейпцигской выставке, где получил высокую оценку. С 1947 по 1953 г. Н.В. Разуваев был начальником бюро отдела главного конструктора завода, с 1953 по 1959 г. – заместителем главного конструктора завода по вагоностроению, а с 1960 г.– главным конструктором. Большой, кропотливый, творческий труд вложен им в совершенствование вагонов метро: проектирование и испытание опытных образцов, внедрение их в серийное производство, поиск новых, еще более совершенных конструкций. В 1969 г. Н.В. Разуваев ушел на заслуженный отдых. В послевоенные годы выросли и талантливые молодые конструкторы. Ольга Николаевна Гаврилова пришла на завод по окончании Московского высшего технического училища имени Баумана, в 1948 г. Она была определена в бюро по расчетам и испытаниям вагонов метро. «Трудностей в работе было много, – вспоминает Ольга Николаевна, – по существу, эту работу на заводе приходилось начинать сызнова: не было ни экспериментальной базы, ни средств для испытания вагонов, ни опыта в этом деле. Мы сами начали создавать методику по испытанию и расчетам вагонов на трассах метрополитена, исследовали особенности каждой дороги и их влияние на вагоны, вели расчеты на прочность. На основе исследований были разработаны и рекомендации для эксплуатации вагонов». Теперь Ольга Николаевна – заместитель главного конструктора завода по вагоностроению. Овладеть в совершенстве делом, которое стало основным в ее жизни, ей помогли старшие товарищи, коллектив, в который она попала, и ее целеустремленный, спортивный характер. |
|