Пособие по изучению электрических цепей, Глава 3 Электроконтактная коробка автосцепки предназначена для межвагонного соединения низковольтных проводов цепей управления, вспомогательных и радиовещания. Такое соединение позволяет управлять составом из кабины любого вагона. Следовательно, при помощи поездных проводов производится косвенное управление тяговыми двигателями по системе многих единиц. Электроконтактная коробка установлена под корпусом головки автосцепки на двух стержневых болтах, вставленных в проушины стальных щековин. На концах стержневых болтов имеются пружины, которые при сцепке обеспечивают плотное прилегание коробок друг к другу. Под действием пружин эти коробки выходят за плоскость буферного фланца автосцепки па 5–6 мм. С одной стороны электроконтактная коробка имеет выступающий конус, а с другой – конусообразную впадину (рис. 79). Электроконтактная коробка состоит из литого прямоугольного корпуса с передней и задней крышками. Задняя крышка крепится к корпусу болтами и имеет два патрубка для ввода проводов. Передняя крышка, откидная с резиновым уплотнением. Внутри корпуса крепятся текстолитовые панели: верхняя и нижняя, между которыми в два ряда расположены контактные пальцы. С передней стороны корпуса на резиновой прокладке вставляется текстолитовая панель, в которую запрессованы латунные втулки: в два ряда по 16 в каждом. Перемещение пальцев в крайние положения осуществляется ручным приводом, состоящим из трех вилкообразных рычагов, вала, рычага и рукоятки. На новых вагонах типа Ем контактные пальцы перемещают пневматическим приводом. Корпус Корпус электроконтактной коробки отлит из стали 15Л, имеет по два смотровых окна на нижней и верхней стенке, которые закрываются крышками. Движение вала с пальцами в строго горизонтальном направлении происходит по направляющим на внутренних боковых стенках корпуса. Снизу к корпусу на трех подшипниках скольжения крепится вал привода с вилкообразными рычагами: один посередине и два по концам. С правой стороны вала находится рычаг, шарнирно связанный с рукояткой привода (рис. 80). На новых вагонах установлен пневматический привод. Текстолитовые панели Толщина панелей 25 мм. Каждая панель имеет 16 вырезов и 32 клеммы, установленные по концам выреза. Вырез служит для прохода флажкового контакта от задней клеммы к передней, и наоборот. Нижняя панель имеет вырез для прохода вилкообразного рычага. Для повышения электроизоляционных качеств панели пропитаны трансформаторным маслом, В корпусе коробки панели укреплены параллельно. Клеммы верхней и нижней панелей обращены внутрь коробки (рис. 81). К плите клеммы крепятся шпильками диаметром 6 мм. На шпильках закреплены поездные провода цепей управления и перемычки, соединяющие передние и задние клеммы. Такое соединение позволяет производить перекрещивание проводов (рис. 82). Держатель контактных пальцев Между текстолитовыми панелями на стальном держателе расположены 32 контактных пальца в два ряда. Палец длиной 216 мм выполнен из марганцовистой бронзы. Для лучшего контакта со втулкой лобовой плиты палец имеет прорези. Конец его опрессован резиной. Флажковый контакт соединяет палец с текстолитовой панелью (рис. 83). Держатель пальцев – стальной квадрат с вырезами, в которые вкладываются пальцы и зажимаются накладками, прикрепленными к держателю винтами. Для улучшения изоляции пальцев к накладкам винтами крепится текстолитовая пластина. Держатель вместе с пальцами в горизонтальном направлении вперед или назад перемещается с помощью вилкообразных рычагов (рис. 84). Лобовая электроизоляционная панель Передняя электроизоляционная панель выполнена из текстолита толщиной 50 мм. Панель имеет 32 отверстия, расположенных горизонтально в два ряда. В каждом из них запрессована латунная втулка длиной 63 мм с внутренним диаметром 10 мм. Панель устанавливается в корпус электроконтактной коробки на резиновой прокладке (рис. 85). При открытой передней крышке и убранных пальцах отсчет поездных проводов производится слева направо: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 При выдвинутых пальцах отсчет проводов производится справа налево: 16 15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Следовательно, расположение клемм и внутренний монтаж в электроконтактной коробке обеспечивают соединение поездных проводов при любом расположении вагонов в составе. При убранных пальцах ток проходит через поездные провода, задние клеммы текстолитовых плит, флажковые контакты, пальцы, втулки передней электроизоляционной плиты. При соединении электроконтактных коробок, когда пальцы одной коробки входят во втулки другой, ток проходит через поездные провода, задние клеммы текстолитовых панелей первой коробки, флажковые контакты, пальцы, втулки электроизоляционной плиты, пальцы второй коробки, флажковые контакты, клеммы переднего ряда панелей, перемычки, клеммы заднего ряда и поездные провода. Схема включения межвагонного соединения показана на рис. 86. От 16-го поездного провода питание подается на клемму, флажковый контакт, и через палец на латунную втулку передней электроизоляционной панели. Далее по контактному пальцу второй коробки, через флажковый контакт на клемму 16-го провода и перемычку на заднюю клемму 16-го провода, а затем на 16-й поездной провод. Механизм выдвижения контактных пальцев При нажатии на рукоятку привода вниз рычаг поворачивается по часовой стрелке вместе с вилкообразными рычагами, которые перемещают держатель с пальцами вперед. Если рукоятку привода потянуть вверх, то при помощи рычагов вал с вилками повернется против часовой стрелки. Вилкообразные рычаги перемещают держатель с пальцами в крайнее заднее положение, что соответствует соединению задних клемм с флажковыми контактами. Глубина утопления пальцев 46–52 мм (рис. 87). Привод механизма выдвижения контактных пальцев сблокирован с замком автосцепки через специальный рычаг который не позволяет производить расцепку головок автосцепок без рассоединения контактной части. Перед выключением контактной части рукоятку привода нужно отвести на себя. |
|