Д.Б. Шибаев «Путь длинною в сорок лет» IV. Теперь мы уже Филёвцы. 1962-1974 гг. И вот настал момент, это было 1 января 1962 г., когда коллективы, обслуживающие подвижной состав Филёвской линии Московского метрополитена, выделились из состав депо «Измайлово» в самостоятельную организацию, получившую наименование депо «Фили». Ещё более года после указанного события его администрация и ремонт подвижного состава функционировали на территории депо «Измайлово», а составы в ночное время расстанавливались и «ютились» в других депо и линиях. Конечно, всё это создавало определённые трудности в работе только что сформированного коллектива. Первым начальником депо «Фили» был назначен секретарь партийной организации депо «Измайлово» И.Ф. Воробьёв. Из этого же депо с должностей заместителя начальника депо по ремонту и старшего машиниста-инструктора в новое депо на соответствующие должности перешли В.С. Сергеев и В.А. Царицын. Вместе с ними в новое депо переходят и ранее руководимые ими структуры, обслуживающие подвижной состав Филёвской линии. Такие структуры уже существовали в депо «Измайлово» с осени 1961 г. после продления Филёвской линии до станции «Пионерская». При этом в депо «Фили» на своих должностях продолжали трудиться все прежние машинисты-инструкторы, старший мастер комплексных бригад В.М. Никаноров и мастер той же бригады по электрооборудованию, выпускник Московского института инженеров железнодорожного транспорта О.П. Соловьёв. Производственно-технический отдел депо «Фили» возглавил также выпускник 1958 г. Московского института инженеров железнодорожного транспорта И.А. Тюхтин. В этом отделе на должность старшего инженера, ведающего вопросами электрооборудования подвижного состава, продолжал занимать В.Ш. Сакаев; на должность инженера по пневматическому оборудованию вагонов был назначен техник Г.В. Мотрич; вопросами технического оборудования занимались инженер Н.М. Серебрякова. Последняя из них до прихода в депо «Фили» в 50-х гг. работала машинистом депо «Измайлово», без отрыва от производства она закончила железнодорожный техникум, а затем инженерные курсы, самостоятельно сдала на второй класс управления электропоездом метрополитена. Потом она являлась штатным преподавателем этого же техникума. Колёсным мастером, в депо «Фили» был В.Н. Николаев, вскоре ушедший на партийную работу. Вместо него колёсным мастером, а затем инженером производственно-технического отдела по колёсному хозяйству стал П.П. Запорин, проработавший в этой должности не один десяток лет. Старшим мастером вспомогательного цеха этого депо первое время работал В.И. Волков, а затем на данной должности долгое время трудился пришедший из котельной депо «Измайлово» П.И. Жернаков. Осенью 1962 г. в кадровом составе депо «Фили» произошли первые изменения. Связано это было с открытием 1 октября того же года депо «Калужское» и обслуживаемой им новой Калужской линии Московского метрополитена, так как на должность начальника вновь открытого депо ушёл старший машинист-инструктор депо «Фили» В.А. Царицын. Вместо него в последнем из этих депо назначается машинист-инструктор В.Л. Кухарчук, а на его место с аналогичной должности из депо «Измайлово» был переведён Н.А. Филиппов. Но теперь вновь вернёмся к первым дням работы депо «Фили». 8 февраля 1962 г. состоялось первое производственно совещание его коллектива. В своём выступлении начальник депо И.Ф. Воробьёв рассказал о большой проделанной работе по подготовке новых вагонов типа Д к наземной эксплуатации, а также он подчеркнул о необходимости в депо организовать техническую учёбу слесарям по ремонту подвижного состава. О первых результатах работы Филёвской линии по 28-парному графику движения поездов рассказал старший машинист-инструктор В.А. Царицын. Заместитель начальника депо по ремонту В.С. Сергеев и старший мастер комплексных бригад В.М. Никаноров в своих выступлениях подчеркнули о сложности технического содержания подвижного состава в стеснённых условиях и на чужих площадях. Линейный машинист А. Думшенко критиковал метростроевцев за срыв сроков сдачи здания депо «Фили». На этом собрании также были избраны постоянно действующие составы товарищеского суда, правление Кассы взаимной помощи и приняты социалистические обязательства на 1962 год. Сложности в работе депо «Фили», высказанные на первом собрании его коллектива, подтверждались в каждодневной жизни. Так, из-за стеснённых условий расстановки подвижного состава в депо «Измайлово» даже один из лучших машинистов депо «Фили» Л. Давыдов совершил наезд на рядом стоящие вагоны. Особенно Филёвцам досаждала высокая влажность. Так, в результате её проявления на Филёвской линии происходили случаи неисправности подвижного состава, приводившие к значительным сбоям на ней движения поездов. 8 августа 1962 г. из-за короткого замыкания в главном выключателе произошёл перерыв (23 мин.) в движении поездов на участке «Киевская» – «Пионерская». В следующем году из-за переброса электрической дуги по нижней части бруса токоприёмника с его корпуса на прилив буксы были отменены 18 поездов на участке «Калининская» – «Фили» и сбито 16 маршрутов. Причём оба этих случая, короткое замыкание и переброс электрической дуги, произошли от образовавшейся влаги в связи с обильными атмосферными осадками. Позднее в результате сильных морозов и снегопада 13-14 февраля 1966 года Филёвская линия почти не функционировала по причине нарушения работы раздвижных дверей вагонов и частых случаев переброса электрической дуги по коллектору тяговых электродвигателей. Но несмотря ни на что, молодой ещё коллектив депо «Фили» принимает все возможные меры по борьбе с ненастьем, возникавшим на пути следования поездов. Утеплялись и переносились из-под кузова вагона в его салон под диваны сидений отдельные пневматические приборы, своевременно в соответствии с сезоном на подвижном составе в его деталях, узлах и механизмах заменялась смазка, ставились чехлы и заглушки на отверстиях тяговых электродвигателей. В начале 1962 г. инженер технического отдела службы подвижного состава Московского метрополитена Н.П. Карнаух, начальник этого же отдела П.А. Кун и старший научный сотрудник Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ЦНИИ-МПС) Сугак оказали большую помощь депо «Фили в части предупреждения замерзаний пневматических приборов. Причём первый из них, будучи на рубеже 50-х и 60-х гг. инженером производственно-технического отдела депо «Измайлово», ведающим вопросами пневматического оборудования, в то время на своём опыте познал капризы наземных участков Филёвской линии. До недавнего времени Н.П. Карнаух работал начальником отдела технического контроля Мытищинского машиностроительного завода по вагонному производству. В 1963 году та же Служба подвижного состава помогла депо «Фили» досрочно отремонтировать в объёме среднего ремонта на Заводе по ремонту электроподвижного состава (ЗРЭПС) двенадцать вагонов типа Д, вышедших из строя по причине сильного влияния на них атмосферных условий. После образования нового коллектива депо «Фили» в нём сложился определённый костяк наиболее опытных работников, в основном, перешедших из депо «Измайлово», которые передавали свой ранее накопленный опыт работникам, уже непосредственно приходящим на работу в депо «Фили». В цехе эксплуатации в такой костяк входили имеющие большой опыт вождения поездов: машинист-инструктор Н.А. Филиппов и Н.Ф. Климов, машинисты П.С. Сытин, И.П. Масленников и Тихомиров. Не отставали от этих умудрённых производственным и жизненным опытом работников и более молодые специалисты своего дела: машинист-инструктор В.Л. Кухарчук, машинисты Б.М. Матвеев, Е.И. Павлов, Г.П. Монахов, Ю.И. Иванов и Б.А. Иванов, а также многие другие сотрудники цеха эксплуатации. В ремонте таким богатым опытом обладали: бригадиры комплексной бригады, также перешедшие в депо «Фили» из депо «Измайлово»: электриков – А.Г. Ильин, механиков – И.А. Тимашёв, пневматиков – В.Г. Маркин. Последнему из них огромную производственную помощь оказал слесарь П.Т. Балашов. В аппаратном отделении депо «Фили» работал знаменитый ещё по депо «Измайлово» рационализатор и изобретатель слесарь М.Н. Щукин. После открытия депо «Фили» теперь должно было само выращивать свои производственные кадры, и с этим оно успешно справлялось. Так, в 1962 и 1964 гг. в его коллектив из рядов Советской Армии влились два молодых человека: В.П. Кабанов – слесарем по ремонту тяговых двигателей и Н.А. Гусев, сначала помощником машиниста электропоезда, а затем – осмотрщиком подвижного состава. Первый из них после окончания техникума при Московском метрополитене с 1973 г. работал мастером комплексной бригады по электрооборудованию подвижного состава, а затем с 1979 г. стал её руководителем – старшим мастером; в 1988-1989 гг. он даже исполнял обязанности заместителя начальника депо «Фили» по ремонту. Второй, Н.А. Гусев, в 1967 г. уже исполнял обязанности мастера комплексной бригады по механическому оборудованию и одновременно с этим был студентом института. Впоследствии Н.А. Гусев занимал ряд руководящих должностей в депо «Измайлово» и «Калужское». В настоящее время он главный инженер депо «Свиблово». Налаживание устойчивой и ритмичной работы коллектива депо «Фили» в начале 60-х гг., особенно в его цехе эксплуатации, способствовало и помогло участие его членов в различных видах социалистического соревнования. При этом наиболее лучшими группами локомотивных бригад в те годы были коллективы, возглавляемые машинистами-инструкторами Н.Н. Сорокиным и Н.А. Филипповым. В коллективе Н.С. Сорокина звания «Бригада коммунистического труда» были удостоены электропоезда, возглавляемые общественными бригадирами: Ф.А. Сичкарём и Б.А. Ивановым. В этой же группе так же устойчиво трудились коллективы старейших машинистов метрополитена П.Л. Левитана и П.С. Сытина. В этом же коллективе на рубеже 1962-1963 гг. повысили свой профессиональный уровень, т.е. сдали экзамены на право управления электропоездом на очередной, более высокий класс, машинисты: Ф.А. Сичкарь, Ю.Т. Поляков, В.А. Юдин и О.П. Успенский (в 1960 г. от коллектива депо «Измайлово» заседал в народном суде; с середины 60-х гг. в депо «Калужское»); помощники машинистов: Кабанов, Кочевалин, Николаев, Бычков, Никифоров и Родзиевский повышали свой образовательный уровень в вечерних школах рабочей молодёжи и техникумах. Другая отличившаяся в депо «Фили» группа – машиниста-инструктора Н.А. Филиппова, в состав которой входили коллективы электропоездов, возглавляемые общественными бригадирами – машинистами: Ю.И. Ивановым, П.Г. Налётовым, А.В. Федотовой и И.П. Масленниковым, в конце 1963 г. поддержала почин депо «Измайлово» в борьбе за лучшую группу локомотивных бригад. Причём поезд, руководимый общественным бригадиром – машинистом Ю.И. Ивановым, за отличную работу ещё в 1962 г. на Филёвской линии, получил почётное наименование «Им. XXII съезда КПСС». До этого, в конце 1961 г., машинист Ю.И. Иванов был удостоен чести провести первый поезд до станции «Пионерская». В июне 1964 г. в депо «Фили» состоялся вечер ударников и членов бригад коммунистического труда, на котором председатель месткома – машинист П.Л. Левитан, до перехода в депо «Фили» возглавлявший профсоюзную организацию депо «Измайлово», отметил, что в депо «Фили» в движении за ударный и коммунистический труд принимает 85% работников цеха эксплуатации. Там же в своём выступлении старший машинист-инструктор В.Л. Кухарчук подчеркнул, что в депо «Фили» за звание «Лучший поезд метрополитена» борются коллективы трёх поездов. Первым из них этого звания в том же году добился коллектив, руководимый машинистом 1-го класса А.В. Федотовой. В нём же машинистами работали: А.А. Налётова (жена общественного бригадира – машиниста П.Г. Налётова), В.В. Стрелков и Е.А. Жучков. Последний из них в 80-х и 90-х гг. возглавлял отдел эксплуатации Службы подвижного состава Московского метрополитена. Вторым лучшим поездом в депо «Фили» стал комсомольско-молодёжный поезд во главе с общественным бригадиром – машинистом 1-го класса Н. Кораблиным. На этом поезде трудились молодые, в то время ещё машинисты, Б.А. Макаров и В.П. Данин. Последний из них значительное время проработал на руководящих должностях предприятий Службы подвижного состава Московского метрополитена, а затем работал в сервисном обслуживании вагонов на Ленинградском вагоностроительном заводе им. И.Е. Егорова. В целом успешная работа цеха эксплуатации депо «Фили» была отмечена к ноябрьским праздникам 1966 г. Почётную грамоту Моссовета получили машинисты И.И. Бардузов, А.Б. Зацепина, И.П. Масленников; Почётные грамоты управления Московского метрополитена были вручены машинистам П.Л. Левитану, В.В. Зарецкой, В.А. Королёвой, З.С. Мустерман, А.С. Андрюхину, А.С. Новикову, П.С. Ильякову, В.М. Зайцеву, М.И. Фатееву, Ю.А. Балыкову; благодарность была объявлена: линейному машинисту А.С. Лагошевой, машинистам Б.М. Матвееву, П.И. Матюшковой, В.В. Акимову, А.Д. Михамок, Ю.Т. Полякову, К.В. Бурмистровой, В.А. Юдиной, А.А. Яцкову, Ю.И. Иванову, Н.В. Дрожжинову, В.В. Сергееву; помощникам машиниста А.Н. Кабровской и Т.А .Кирюшкиной. Специфические условия работы депо «Фили», заключающиеся в сложности обслуживания наземной линии и её подвижного состава, каждодневно встающие перед вновь созданным коллективом ещё не решённые вопросы по работе в таких условиях, и наконец нарушение слаженного функционирования в нём отдельных звеньев, привели к частичной замене кадров, в особенности руководства и инженерно-технических работников. После И.Ф. Воробьёва, который был назначен начальником технического отдела Службы подвижного состава, начальниками депо «Фили» становятся: в 1964 году – А.Ф. Егоров, в 1969 году – А.Н. Макунов. Первый из них долго проработал в депо «Сокол» машинистом, затем машинистом-инструктором в депо «Калужское». Второй из них, А.Н. Макунов, до своего назначения в депо «Фили» был коренным работником депо «Северное», в котором он с конца 40-х гг. работал помощником машиниста, машинистом, машинистом-инструктором и начальником производственно-технического отдела. Руководителем цеха ремонта депо «Фили», последовательно меняя друг друга после В.С. Сергеева, являлись с 1964 г. В.М. Никаноров и с 1965 г. И.И. Бахур. Впоследствии первый из них после окончания в 1971 г. вечернего отделения Московского института инженеров железнодорожного транспорта короткое время работает в должности заместителя начальника депо «Сокол» по ремонту. Первый заместитель начальника депо «Фили» по ремонту В.С. Сергеев впоследствии занимал должность начальника производственно-технического отдела этого же депо после ухода осенью 1963 г. на обучение в Академию внешней торговли Ю.А. Тюхтина и исполняющей его обязанности – инженера Н.М. Серебряковой, ушедшей работать на линию в качестве машиниста 1-го класса. В 1966 г. В.С. Сергеев назначается на вновь введённую в депо «Фили» должность главного инженера. В 1970 г. его на этом посту сменил перешедший с должности заместителя начальника депо «Северное» по ремонту А.И. Колупанский. В этом же депо начальником участка подъёмочного ремонта работал и новый заместитель начальника депо по ремонту И.И. Бахур. В 40-е и 50-е гг. он долгое время проработал на Заводе по ремонту электроподвижного состава Московского метрополитена, где на конечном этапе являлся начальником его вагоносборочного цеха. В 1966 г. производственно-технический отдел депо «Фили» возглавил В.Р. Домешек, который в начале 60-х гг. был линейным машинистом депо «Измайлово». В 1962-1964 гг. он был машинистом-инструктором того же депо и возглавляет одну из лучших групп его локомотивных бригад. В 1964 г. В.Р. Домешек переходит в депо «Фили» на должность старшего инженера по электрооборудованию вагонов вместо перешедшего в отдел нового подвижного состава Московского метрополитена В.Ш. Сакаева. В 1968 г. В.Р. Домешек назначается главным инженером депо «Северное», а на рубеже 70-х – 80-х гг. он уже главный инженер Службы подвижного состава Московского метрополитена. В 1966 г. на должность старшего инженера по электрооборудованию вагонов в производственно-техническом отделе депо «Фили» вместо В.Р. Домешека из депо «Измайлово» с должности линейного машиниста назначается заканчивающий транспортный институт А.Я. Зильберман. В 1974-1975 гг. он, так же как и В.Р. Домешек, начальник производственно-технического отдела депо «Фили», а в конце 80-х становится и главным инженером этой же службы. В 1974 г. на должности старшего инженера в депо «Фили» А.Я. Зильбермана заменяет учащийся в транспортном институте В.Г. Амирагов, ранее работавший в депо «Сокол» помощником машиниста. Частые смены руководства происходят и в цехе эксплуатации депо «Фили». После старшего машиниста-инструктора В.Л. Кухарчука в нём с 1965 г. становится машинист-инструктор Е.И. Павлов, которого в 1967 г. сменяет уже заместитель начальника депо по эксплуатации А.Д. Костиков, до перехода в депо «Фили» занимавший должность машиниста-инструктора депо «Калужское». На начало 1968 г. в депо «Фили» машинистами-инструкторами являлись: В.Л. Кухарчук, Н.Ф. Климов, И.Б. Жарков, Е.И. Павлов, Н.Н. Сорокин и В.И. Большаков. Частая смена машинистов-инструкторов происходила по различным причинам. В 1967 и 1970 гг. из-за наезда на препятствия, соответственно, на маневрирующий состав машинистом Л.А. Синьковым (в результате чего разбит вагон №2123) на станции «Молодёжная» и тупиковый упор станции «Пионерская» машинистом П.П. Харламовым (повреждён вагон №2119) отстраняются: в первом случае – старший машинист-инструктор Е.И, Павлов, а во втором – машинист-инструктор Н.Н. Сорочкин. Вместо последнего его группу локомотивных бригад стал временно возглавлять машинист В.П. Данин, а затем постоянно – бывший начальник депо «Фили» А.Ф. Егоров. Ещё ранее этого в данное депо на должность машиниста-инструктора переводится машинист депо «Сокол» В.И. Жарков. В конце 60-х гг. машинист-инструктор Н.Ф. Климов назначается первым начальников оборотного депо «Замоскворецкое» и одновременно заместителем начальника основного депо «Сокол». Впоследствии на такую совмещённую должность выходцы из депо «Фили» будут назначаться неоднократно. Так, в 1979 г. Н.Ф. Климова на ней сменит старший мастер комплексной бригады этого же депо В.Г. Амирагов, а в конце 80-х гг. образованием самостоятельного электродепо «Замоскворецкое» будет заниматься так же выходец из депо «Фили» В.П. Данин, до этого работавший первым заместителем начальника Службы подвижного состава Московского метрополитена, главным инженером депо «Измайлово» и др. Пополнение рядов машинистов-инструкторов депо «Фили» шло, в основном, за счёт его же машинистов: М.В. Сумеркина, Н.М, Серебряковой и др. В 1968-1971 и 1971-1974 гг. производственно-технический отдел депо «Фили» возглавляли соответственно Е.И. Павлов и А.Б. Лежнев. Впоследствии они оба работали в Главном управлении метрополитенов Министерства путей сообщения СССР. Причём, первый из них, пройдя путь начальника производственно-технического отдела депо «Фили», начальника Службы подвижного состава Московского метрополитена и главного инженера депо «Калужское», в Главном управлении метрополитенов до ухода на заслуженный отдых работал заместителем начальника и начальником одного из его отделов. Второй из них, А.Б. Лежнев, в этом управлении возглавляет лабораторию по нормированию материалов. С 90-е гг. и по настоящее время А.Б. Лежнев проработал на различных должностях в депо «Северное», где он начал свою трудовую деятельность слесарем ещё в 1959 г. В 1966 г. он, уже учащийся института, переходит на работу в депо «Фили» на должность помощника машиниста. В 1968 г. А.Б. Лежнева назначают на должность инженера по пневматическому оборудованию вместо перешедшего в депо «Калужское» Г.В. Мотрича. Впоследствии на этой должности в производственно-техническом отделе депо «Фили», правда, короткое время, трудился один из первых мастеров участка подъёмочного ремонта данного депо Н.А. Гусев, которого в 1973 г. сменил А.П. Ильяков, сын машиниста П.С. Ильякова. С вводом в апреле 1968 г. в депо «Фили» новой должности инженера по технике безопасности её последовательно занимали: до февраля 1971 г. техник-паспортист Е.В. Хотько, а затем техник комплексной бригады Л.В. Борисова. В 60-х и 70-х гг. частые перестановки происходят и в цехе ремонта депо «Фили». Так, должность старшего мастера комплексной бригады после В.М. Никанорова последовательно занимают: с 1964 г. А.П. Хильченко, с 1967 г. А.В. Савастьянов, с 1968 г. А.Н. Павловский и с 1973 г. Н.А. Гусев. Будучи ещё молодым коллективом, начиная с середины 60-х гг. депо «Фили» начинает выращивать свои производственные кадры не только для себя, но и для зарождающихся новых коллективов. Так, с открытием в самом конце 1966 г. Ждановской линии Московского метрополитена, в новое депо «Ждановское» на должность инженера производственно-технического отдела по механическому оборудованию подвижного состава назначается помощник машиниста Н.А. Краевянова. Позднее она, уже Н.А. Черепанина, занимала ответственные должности в Дорпрофсоже Московского метрополитена. В следующем году из депо «Фили» в то же недавно образованное депо заместителем его начальника по ремонту назначается старший мастер комплексной бригады А.П. Хильченков. Теперь он ответственный работник института «Метрогипротранс». Как Н.А. Черепанина, А.П. Хильченков перед уходом из депо «Фили» получил высшее образование. Кроме налаживания устойчивой и ритмичной работы подвижного состава в специфических условиях наземных линий перед коллективом депо «Фили» вставали и другие производственные задачи, требующие срочного решения. Так, в середине 1964 г. под руководством начальника производственно-технического отдела В.С. Сергеева, старшего мастера вспомогательного цеха П.И. Жернакова и вновь назначенного мастера участка подъёмочного ремонта А.В. Савостьянова в депо «Фили» был налажен случайный подъёмочный ремонт вагонов, который до этого производился в депо «Северное» и «Сокол». Вновь образованный участок депо «Фили» располагался на его второй канаве и был оборудован кран-балкой. В состав участка входили слесари Лебедев, В. Цыганов и П. Мельников. Впоследствии на базе оборудования, полученного из депо «Северное», начиная с 1967 года, этот участок стал собственными силами производить и планово-подъёмочный ремонт. Руководство по переоборудованию данного участка легло на плечи заместителя начальника депо по ремонту И.И. Бахура, старшего мастера комплексной бригады А.В. Савостьянова и вновь назначенного мастера участка подъёмочного ремонта Н.А. Гусева. Окончательное завершение работ по реконструкции участка произошло только в 1969 г. после удлинения подкрановых путей. После ухода в 1971 г. Н.А. Гусева на инженерную работу в производственно-технический отдел участок подъёмочного ремонта возглавил мастер Н.А. Тимашёв. Несмотря на все трудности наземной эксплуатации вагонов метрополитена на открытых участках Филёвской линии, значительной победой коллектива депо «Фили» была организованная на ней 4 июля 1967 г. эксплуатация составов пяти- вместо четырёхвагонного формирования. На следующий день линия была продлена от станции «Пионерская» вглубь Кунцевского района столицы до станции «Молодёжная». После всех преобразований депо «Фили» ежедневно стало выдавать на линию 30 пятивагонных «голубых экспрессов». Для этих целей коллективу депо необходимо было под наземную эксплуатацию дополнительно переоборудовать 24 вагона типа Д, поступивших из депо «Калужское» и «Сокол», и сдать в работу вторую очередь строительства здания депо. В этих делах приняли участие: от производственно-технического отдела – старший инженер А.Я. Зильберман; от цеха ремонта – бывший и настоящий старшие мастера комплексной бригады А.П. Хильченков и А.В. Савостьянов; мастера этой же бригады О.П. Соловьёв и И.А. Тимашёв; бригадиры: электриков А. Ильин и М. Гуров; пневматиков В. Маркин; механиков – С. Тугов; мастер вспомогательного цеха Н.Е. Озеров; слесари: аппаратного отделения – М. Щукин, И. Дождёв и А. Шлейн; механического отделения – Н. Никитин; электросварщик В.А. Фомин и токарь М.А. Сергеев. При этом машинист-инструктор Е.И. Павлов решал вопросы эксплуатационного характера, в том числе, с работниками Службы движения «утрясал» график движения поездов и разрабатывал новые режимы их вождения. В депо «Фили» проводились различные другие мероприятия, связанные с внедрением на подвижном составе новой техники. Так, в середине 60-х гг. опытную эксплуатацию проходило два состава. Первый из них, вагоны №№2175-2178, был оборудован тормозными колодками 6КВ-10 с постоянным коэффициентом трения и имеющими ряд преимуществ перед обыкновенными, особенно в условиях наземной эксплуатации, т.е. продолжилась работа, начатая в депо «Измайлово» ещё на вагоне типа В №234. Второй состав, вагоны №№2167-2170, был оборудован звонковой сигнализацией, служащей при передаче управления поездом при маневровой работе. В начале 70-х гг. депо «Фили» в основном уделяет внимание качеству своей производственной деятельности. Этому, видимо, способствовало новое веяние со стороны пришедшего на рубеже 60-х и 70-х гг. его нового руководства, работавшего до этого в других депо Московского метрополитена, в основном, в «Северном». Наиболее слаженно коллектив депо «Фили» работал в 1973-1974 гг. Успех уже обозначился в 1973 году, когда депо перевыполнило свои экономические показатели. К примеру, общий пробег вагонов за этот год составил 101,5% от плана; себестоимость 1 тыс. вагоно-километра была снижена на 1,8%; производительность труда возросла на 1,6%. Начиная с 1974 г. депо «Фили» работает без брака на линии и среди депо Московского метрополитена в социалистическом соревновании занимает только первые и вторые места. Основным источником производственного подъёма в депо «Фили» являлось творчество его работников, выразившееся в подаче и реализации на практике рационализаторских предложений. В разные годы это движение в депо возглавляли работники его производственно-технического отдела: Г.В. Мотрич, А.Я. Зильберман и П.П. Запорин. В 60-е гг. активную деятельность в данном направлении развивали: мастер механического отделения Е.И. Щентеков, бригадир комплексной бригады А.Г. Ильин, слесарь Н. Никитин и аккумуляторщик М. Чуркин. Как в бытность свою в депо «Измайлово», ценные предложения продолжал подавать и слесарь аппаратного отделения М.Н. Щукин. Интересна и многогранна была и сама тематика предложенных работниками депо «Фили» предложений. Так, в 1966 г. заместитель его начальника по ремонту Н.И. Бахур и слесари автоматного отделения Е. Столяров и Крылов изменили конструкцию режимных пружин воздухораспределителя 75М. Те же слесари Столяров и Крылов совместно с инженером Мотричем предложили в тормозных цилиндрах заменить очень жидкую смазку ЦИАТИМ-201 на комбинированную смазку из приборного масла и технического вазелина, что особенно было важно в условиях наземной эксплуатации вагонов метрополитена. Начальник производственно-технического отдела депо «Фили» В.Р. Домешек и старший машинист-инструктор того же депо Е.И. Павлов для этих же целей предложили электрическую схему, которая с помощью вентиля замещения №1 эффективно подготавливала тормозные колодки к работе. В части эксплуатации подвижного состава в то время можно отметить предложения, направленные на совершенствование режимов торможения в любую погоду, поданные общественным бригадиром поезда №№2163-2166, машинистом Ф.А. Сичкарём. К концу 60-х гг. рационализаторское движение в депо «Фили» получает ещё большие масштабы по сравнению с предыдущими годами, также расширяется и тематика изобретений. На произведённом по результатам 1962 г. Московским метрополитеном конкурсе коллектив депо «Фили» лидировал, большинство призовых по коллективу мест достаётся ему. Среди победителей этого конкурса следует отметить рационализаторские предложения. Одно из них, по установке добавочного сопротивления к высоковольтному вольтметру вагонов типа Д (авторы: старший инженер производственно-технического отдела А.Я. Зильберман и мастер комплексной бригады О.П. Соловьёв), было награждено грамотами. Много рационализаторских предложений было направлено на экономию электроэнергии. К ним относились: увеличение пускового ускорения вагонов типа Д (авторы: начальник производственно-технического отдела депо «Фили» В.Р. Домешек, начальник технического отдела управления Московского метрополитена В.В. Малеев и начальник лаборатории по импульсному регулированию депо «Фили» В.Ш. Сакаев), а также новая схема подзаряда аккумулятора автопогрузчика с использованием кремниевых вентилей (авторы: В.Ш. Сакаев, А.Я. Зильберман и мастер электроцеха РСУ А.Н. Магельский). Повышение надёжности подвижного состава отразилось в предложениях по изменению привода электроконтактной коробки автосцепки (авторы: главный инженер депо «Фили» В.С. Сергеев, А.Я. Зильберман и А.Н. Магельский) и схемы включения контактора заряда на вагонах типа Д (авторы: В.С. Сергеев и А.Я. Зильберман). На облегчение труда ремонтников было направлено рационализаторское предложение «Специальная тележка с ручной талью для транспортировки тяжёлого оборудования». Авторами его являлись мастера депо «Фили»: комплексной бригады И.А. Тимашёв, механического отделения В.В, Зорин, вспомогательного цеха (РСУ) Н.Е. Озеров. С той же интенсивностью подача рационализаторских предложений и их внедрение в производство продолжалось и в начале 70-х гг. Так, будучи в то время начальником производственно-технического отдела депо Е.И. Павлов и старший инженер А.Я. Зильберман исключили один из контакторов заряда аккумуляторной батареи, а вместо него установили кремниевый вентиль (диод). С целью облегчения и механизации труда старший мастер вспомогательного цеха (РСУ) П.И. Жернаков мастер того же цеха Н.Е. Озеров разработали систему дистанционной подачи горюче-смазочных материалов к рабочим местам. Первый из них вместе с инженером П.П. Запориным в то время создали кантователь рам тележек для участка подъёмочного ремонта. Знаменитый рационализатор и изобретатель слесарь М.Н. Щукин, старший инженер А.Я. Зильберман и токарь Н.И. Романов предложили пресс для ремонта регулятора давления. От остальных работников депо в техническом творчестве не отставали и сотрудники лаборатории по импульсному регулированию. Так, ими в составе инженеров В. Кузнечика, В. Копытина и Д. Баунштейна был изготовлен прибор-регулятор напряжения. К 1973 г. в депо «Фили» уже существовало девять творческих коллективов, благодаря которым были: изготовлена тельферная установка для погрузки и разгрузки оборудования, металлолома и мусора с применением специального контейнера, смонтирована установка для подъёма фильтров при ревизионных работах в очистных сооружениях; для аппаратного и механического отделений изготовлена электроподъёмная передвижная тележка; в комплексной бригаде внедрены специальный переносной токарный станок и технология для обточки коллекторов тяговых электродвигателей без снятия их с вагонов; 120 вагонов были оборудованы схемой резервного управления и 80 вагонов – повышенным напряжением на аккумуляторных батареях. В итоге в депо «Фили» в 1973 г. было подано 220 рационализаторских предложений на общую сумму 26 тысяч рублей, что на 6 тысяч превышало плановое задание. Такому творческому подходу к производственной работе коллективу депо «Фили» помогали его различные общественные организации. Важную роль при этом выполняла партийная организация депо, в первые годы возглавляемая на освобождёнными от производственной работы секретарями: машинистом-инструктором Н.Н. Сорочкиным, мастером А.П. Хильченковым, старшим мастером П.И. Жернаковым. Во главе партийной организации цеха эксплуатации депо «Фили» в конце 60-х гг. стоял большой общественник ещё по годам работы в депо «Измайлово» – машинист П.Г. Налётов. Активными пропагандистами в партийно-политической сети депо на рубеже 60-х и 70-х гг. являлись заместитель его начальника по ремонту И.И. Бахур и старший инженер производственно-технического отдела А.Я. Зильберман. Профсоюзную организацию депо «Фили» в 60-е гг. возглавлял машинист П.Л. Левитан, закалку на общественной работе получивший ещё в депо «Измайлово». Вскоре после него и до своего перехода в депо «Калужское» её возглавлял также большой общественник, инженер производственно-технического отдела Г.В. Мотрич. В начале 70-х гг. председателем профкома депо «Фили» был машинист Ю.Н. Егоров. Культурно-массовой работой профкома ведала инженер по технике безопасности и охране труда Л.В. Борисова. Под её руководством в депо организуются: экскурсии в различные города нашей страны, в том числе в Суздаль, Волгоград и др., массовые походы деповчан на лыжах, посещения театров и кино. К началу середины 70-х гг. Л.В. Борисова избирается заместителем секретаря партийного бюро депо по организационной работе. От старших своих товарищей в депо «Фили» не отставала и молодёжь. Особенно следует отметить работу секретаря комсомольской организации его ремонтного цеха, активиста, мастера участка подъёмочного ремонта Н.А. Гусева, который все свои производственные и общественные дела сочетал с учёбой в институте. Общественная работа – руководство цеховой профсоюзной организацией, являлась хорошей закалкой для развития организаторских способностей и другого специалиста, сначала бригадира, а затем мастера комплексной бригады В.П. Кабанова. В 1969 г. в депо «Фили» при содействии его общественных организаций было закончено строительство пристройки, в к которой вплоть до середины 90-х гг. располагались его клуб и столовая. Большую роль в налаживании производственной деятельности депо «Фили» в начале 70-х гг. сыграл его народный контроль, возглавляемый общественным бригадиром – машинистом Н.В. Дрожжиновым. В его состав входили представители различных участков работы: общественный бригадир – машинист Л.К. Давыдов, старший инженер производственно-технического отдела А.Я. Зильберман, старший нормировщик Г.В. Янина, мастер И.А. Тимашёв, машинисты А. Спицын, Б. Макаров и Левин. Такая разносторонняя производственная и общественная деятельность коллектива депо «Фили», наличие многообразия в нём новой техники в 70-е гг. в больших масштабах привлекали в него молодёжь. Поэтому Филёвцы одними из первых в своём цехе эксплуатации поддержали почин машиниста-инструктора Б.А. Штерна об организации шефства ветеранов над молодыми работниками. Так, будучи молодым помощником машиниста поезда «Им. Трудовых резервов», возглавляемым в депо «Сокол» и «Измайлово» старшим машинистом П.Л. Левитана, теперь на рубеже 60-х и 70-х годов, будучи общественным бригадиром, машинист 1-го класса Н.В. Шапкин сам стал наставником молодых помощников машинистов С.И. Антонова и К.В. Хромова. С.И. Антонов впоследствии являлся начальником ряда депо и заместителем начальника Службы подвижного состава Московского метрополитена, а К.В. Хромов стал первым начальником электродепо «Фили» после его вторичного отделения от электродепо «Измайлово». Главным инженером депо «Фили» одновременно с К.В. Хромовым был А.Н. Прохоров, ныне помощник главного ревизора по безопасности движения поездов на Московском метрополитене, а в те далёкие 60-е и 70-е годы так же, как и они проходил трудовую закалку на поезде, возглавляемым общественным бригадиром – машинистом Н.Д. Степановым. В те же годы помощником машиниста свою трудовую деятельность на Московском метрополитене начинал ныне возглавляющий инспекцию по приёмке подвижного состава из ремонта на Заводе по ремонту электроподвижного состава – приёмщик В.В. Макаров. У него в те далёкие годы первым наставником был общественный бригадир – машинист Б.А. Иванов. Всего в то время в депо «Фили» 34 ветерана труда взяло шефство над молодыми работниками. Одновременно с этим для подготовки молодых помощников машиниста и машинистов в депо начали функционировать курсы целевого назначения по изучению конструкции подвижного состава и выхода из случаев при его неисправностях. Среди деповской молодёжи на рубеже 60-х и 70-х гг. активными производственницами и общественницами являлась её женская половина. Так, после окончания средней школы в депо «Фили» работали две Наташи, Колчева и Денисова. Первая из них, техник-конструктор производственно-технического отдела, за год работы в нём освоила две смежные технические специальности. Одновременно она являлась заместителем секретаря комсомольской организации депо. Другая Наташа – Денисова, оператор по учёту пробегов вагонов в том же отделе депо, в 1973 г. среди трёх метрополитеновок вышла победительницей в финал телевизионной пердачи А ну-ка, девушки». Причём также она являлась и потомственной метрополитеновкой. Её дядя Алексей Тимофеевич на рубеже 70-х и 80-х гг. возглавлял Ленинградский метрополитен, её тётя Татьяна Тимофеевна в марте 1938 года, будучи помощником машиниста депо «Северное», вместе с машинистом Л.А. Швецовым первыми открыли движение по Арбатско-Покровской линии от станции «Курская» до станции «Киевская». Отец Наташи – Александр Тимофеевич и мать – Людмила Фёдоровна были машинистами соответственно депо «Красная Пресня» и «Измайлово». Когда открылась Филёвская линия, родители Наташи связали с ней, и затем и с депо «Фили» свою дальнейшую производственную судьбу. |
|