В.А. Раков «Локомотивы отечественных железных дорог 1845-1955» § 13.1. Общие сведения Первый в Советском Союзе метрополитен, точнее участки его первой очереди, были построены к маю 1935 г. Строительство их началось в 1932 г. Проекты постройки метрополитена в Москве имелись и до Октябрьской революции. Так, в 1902 г. был сделан проект инженером Балинским, затем инженерами Антоновичем, Голиневичем и Дмитриевым и еще рядом инженеров и фирм. Все эти проекты были отвергнуты по различным мотивам, и в частности, под предлогом «нарушения благоустройства и благообразия города». В начале 30-х годов был разработан новый проект, по которому и велось строительство. После сдачи в эксплуатацию линий первой очереди продолжалось сооружение новых участков. К концу 1955 г. общая протяженность линий Московского метрополитена достигла 61 км. В 1955 г. была открыта для движения первая линия Ленинградского метрополитена. Московский и Ленинградский метрополитены стали самым совершенным средством массовой перевозки городских пассажиров. Постройка и эксплуатация пригородных электровагонов, появившихся в Советском Союзе на 8 лет раньше моторных вагонов Московского метрополитена, подготовили электротехнические и вагоностроительные заводы к выпуску вагонов железнодорожного типа для метрополитена, обладавших по сравнению с наземным городским транспортом более высокими скоростями движения и большой вместимостью. В качестве системы тока для тяги поездов на метрополитенах был принят постоянный ток с номинальным напряжением 750 В. Эта система тока при интенсивном движении поездов с большим количеством пусков является наиболее целесообразной и позволяет применить контактную сеть в виде контактного рельса, первоначально называвшегося третьим рельсом. |
|