Грузовые поезда Грузовые поезда предназначены для служебных перевозок во внепиковые дневные и вечерние часы. Каждый такой состав содержит в себе вагон со срезанной крышей, что позволяет размещать в нём различного рода грузы, в основном это тяговые двигатели, колёсные пары, тележки, мотор-компрессоры и другие части от вагонов, направляемые в другое депо или на ЗРЭПС для прохождения ремонта, либо же возвращающиеся оттуда. Срезанный вагон во всех случаях является головным, так как только в этом случае удаётся достичь наиболее удобных условий погрузки-выгрузки. От обычных вагонов он, помимо среза, отличается также полным отсутствием сидений. Размер срезанного отрезка никакого значения не имеет. Может быть удалена либо почти вся верхняя половина кузова, за исключением кабины и небольшого пространства за ней (ваг. №3195, Киев), либо же относительно небольшая её часть (ваг. №3361, Москва). В любом случае, на удобство эксплуатации это не влияет, поскольку у всех грузовых вагонов (за исключением киевского №3195 и не используемого ныне в этом качестве №4760) имеется специальный конвейер. Принцип его работы прост – на прикреплённой к полу вагона раме установлены две замкнутые цепи, к которым крепятся специальные держатели (их число разное, зависит от типа перевозимого груза). Перемещение груза в начало или в конец кузова происходит при помощи расположенного в заднем торце электромотора. Погрузка и выгрузка осуществляется расположенным в электродепо стационарным подъёмным краном. Конвейер занимает большую часть кузова, но не всю – справа от него расположен специальный проход. Как правило, в месте среза навариваются дополнительные силовые элементы, которые поддерживают жёсткость кузова и предохраняют его от связанных с высокими нагрузками деформаций. Остальные два вагона грузового поезда, за исключением внешности, практически ничем не отличаются от своих пассажирских собратьев. Как правило, в них полностью или частично закрашены стёкла, полностью или частично демонтировано оборудование салона (сиденья, поручни...), установлены столики и шкафы для служебного инвентаря. В некоторых вагонах можно найти схемы линий и правила пользования метрополитеном, которые были в ходу на момент прекращения их пассажирской эксплуатации. В тех вагонах, откуда ведётся управление поездом, установлена стандартная поездная радиостанция, а также оборудование АРС, предназначенное для работы на разных линиях (последнее, возможно, имеется не на всех составах). Устройства связи «пассажир – машинист» на срезанных вагонах отсутствуют. Грузовые поезда, помимо своей основной функции, используются для перегонки вагонов в ремонт или к месту списания за пределы депо их приписки. В случае, когда в депо свой грузовой поезд отсутствует, хозяйственные перевозки грузов осуществляются либо с использованием имеющегося парка моторно-рельсового транспорта, либо с привлечением грузового поезда из другого депо. Для транспортировки вагонов к месту ремонта или утилизации также может использоваться сторонний грузовой поезд, либо же для этих целей формируется специальный состав из обычных пассажирских вагонов. Очень часто в грузовые поезда попадают различные опытные разработки. Например, №0129 – это опытный вагон типа 81-717.5, а на вагонах типа Е №№3361 и 4760 было установлено люминесцентное освещение (правда, позднее прямо на эти светильники поставили привычные молочно-белые плафоны). Интересно, что у вагона №4760 была заварена торцевая дверь, а также заметно переоборудована кабина управления – это хорошо видно на наших фотографиях. В настоящее время в Московском метрополитене работает девять грузовых поездов. Тип Е и его модификации 5105-3941-5405ср
Депо «Северное» Тип 81-717 и его модификации 9222-7225-9158ср
Депо «Красная Пресня» В депо «Сокол», «Выхино», «Новогиреево», «Владыкино» и «Печатники» грузовых поездов нет. Посмотреть на грузовые поезда внутри и снаружи можно здесь. |
|