Главная Журнал Справочник Галерея О проекте Форум
Назад: ПубликацииНазад: ЖурналНазад: Публикации

Удобства в метро противоречат санитарным нормам

Почему в московском метро общественных туалетов нет, а в служебные пассажиров пускают крайне неохотно? Разгадать эту государственную тайну попыталась Наталья Пехалецкая.

На станциях «Комсомольская», «Киевская» и Белорусская» корреспондента «Известий» отправили на вокзал, на «Пушкинской» и «Смоленской» – в ближайшие «Макдоналдсы» (самая популярная на сегодняшний день сеть бесплатных московских туалетов), на «Баррикадной» – в голубые кабинки у входа в метро, на «Краснопресненской» – в бесплатный стационарный туалет... Но ни один сотрудник не предложил воспользоваться служебным туалетом на станции. Так что же скрывают сотрудники московского метро?

На этот вопрос отважился ответить относительно разговорчивый сотрудник службы охраны Московского метрополитена. Правда, очень просил не называть ни его имени, ни возраста, ни звания, ни даже линии, на которой он работает. Ведь то, что он рассказал, – почти государственная тайна.

– Все дело в том, что служебные туалеты на большинстве станций находятся в тоннелях. Есть, конечно, станции, где они построены в доступном месте, скажем, в вестибюлях. Но таких мало, в основном на новых станциях. Доступ же пассажиров в тоннели недопустим – это опасно и для них, и для нас: «Вдруг террорист?» Не проверишь же. А вообще метро ведь строилось до войны, линии тогда были совсем короткие, особой нужды в туалетах не было. Но главное – уже тогда его строили как защитное сооружение при бомбежках. Я вам по секрету скажу: практически все линии метро имеют спецзоны, которые открываются только в случае чрезвычайных ситуаций. И там, естественно, есть абсолютно все: и нормальные туалеты, и запасы медикаментов, и вода, и еда. Их постоянно проверяют, воду меняют.

Кстати, сотрудники метро и сами предпочитают лишний раз на улицу выскочить, чем в тоннель идти. В тоннеле платформа – сантиметров 40-50. Но самое страшное – зеркало машиниста. Оно на специальном длинном штыре закреплено на вагоне, потому что машинист в кабине сидит справа. Так вот, нужно успеть проскочить, пока поездов нет, иначе голову запросто снесет. Бывало и такое.

– А вообще «туалетных» историй за 20 лет работы накопилась куча, – начал вспоминать наш собеседник. – Как-то раз домой возвращался, вдруг обратно на работу вызывают. Чертыхаясь, захожу в комнату дежурного. Там два паренька. Что случилось? Да всю станцию уделали, мерзавцы! Глухонемые. Жестами им объясняю: вы что ж, гады, делаете! Они глаза вытаращили, жестами показывают: мол, так приспичило, что глаза на лоб полезли. В общем нарушил устав, отпустил с богом. Или бабулька одна поздно вечером не утерпела и пристроилась в самом конце платформы, у выезда из тоннеля. А поезд ее сшиб, ничего от бабки не осталось. Это, кстати, не так давно было.

Но байки байками, а проблема-то не решена. Со старыми туалетами все стало более или менее ясно, но что мешает на новых станциях продумать этот вопрос?

– Мы уже устали отвечать на вопрос о туалетах в метро, – сообщили «Известиям» в пресс-службе Московского метрополитена. – При проектировании и строительстве метрополитена не предусматривалось размещение туалетов для пассажиров на станциях, поскольку это противоречит санитарным нормам и не соответствует возможностям системы коммуникаций. Правительством Москвы приняты соответствующие рекомендации, согласно которым туалеты располагаются в местах скопления людей, в том числе недалеко от станций метрополитена.

Куда более категорично высказался в свое время начальник Петербургского метрополитена Владимир Гарюгин, отвечая на вопрос, когда же в метро появятся туалеты:

– Мог бы сказать, что никогда, но все-таки, может быть, прислушаемся к пассажирам. Вообще-то нормы обязывают устанавливать туалеты, только если время в пути превышает 60 минут. А самая длинная поездка в Петербургском метрополитене занимает 45 минут.

В отличие от московского и питерского метро, где наличие туалетов противоречит санитарным нормам, в других странах с этим вопросом проблем не возникает. Даже в сеульском и в пекинском метро бесплатные туалеты есть на каждой станции. При этом чистые и с отдельными кабинками для инвалидов. В большинстве европейских городов с подземкой туристы прекрасно знают: нужен туалет – ищи ближайшую станцию метро, правда, как правило, они платные.

Наталья Пехалецкая

«Известия»,

19:44 | 12.04.2004 г.