Главная Журнал Справочник Галерея О проекте Форум
Назад: ПубликацииНазад: ЖурналНазад: Публикации

Плата за проезд повышается «в виде исключения»

В среду вице-мэр, а по совместительству руководитель региональной энергетической комиссии (РЭК) Москвы Валерий Шанцев обнародовал новую политику городских властей в области регулирования тарифов. Постановления о повышении всех тарифов в Москве теперь будут приниматься один раз в год – в конце осени. Новые тарифы на электроэнергию, услуги ЖКХ и транспортные услуги начинают действовать с 1 января каждого года. Единственное исключение пока сделано для тарифов на проезд в общественном транспорте, которые поднимутся уже с 1 апреля.

«Если бы наши тарифы приносили прибыль, большинству людей было бы не по карману ездить на общественном транспорте»

До сих пор в ведении РЭК Москвы находились тарифы на жилищно-коммунальные услуги, электроэнергию и воду для населения и городских организаций. Когда осенью 2003 года в ведение региональных энергетических комиссий по всей стране передали регулирование тарифов на общественный транспорт, чиновники оказались не готовы.

– Мы вообще-то уже давно вошли в систему, когда тарифы повышаются один раз год при планировании бюджета города на следующий год, – сказал вице-мэр Москвы Валерий Шанцев. – Так удобно всем: и москвичам, которые планируют свои расходы на электричество, воду и транспорт, и городу, который закладывает в бюджете дотации, зарплаты и стоимость услуг. Но поскольку ни методики, ни расчетов по транспорту в конце прошлого года еще не было, мы не смогли разработать новые тарифы к 1 января 2004 года, поэтому вводим их с 1 апреля. Тарифы на проезд не повышались с июля 2002 года. За это время цены на обслуживание выросли, на электроэнергию тоже. Росла зарплата. К 1 января 2004 года тарифы отставали на 56%. Наземный транспорт дотируется из бюджета на 50%, а метро – на 30%.

Для дотаций столичному метрополитену в этом году из столичного бюджета выделено 3,598 млрд руб., а наземному транспорту – 7,835 млрд руб. При этом все виды общественного транспорта в Москве остаются убыточными из-за низкого сбора платы за проезд и огромного количества льготников. Чтобы хоть как-то компенсировать бюджету строительство московской монорельсовой системы, решено установить стоимость одной поездки на монорельсе в 50 рублей. По мнению членов комиссии, москвичи, которые будут регулярно пользоваться монорельсом, купят проездные (по ценам метрополитена), а за разовую экскурсию на новом виде транспорта можно заплатить и подороже.

– Естественно, каждый, кто оказывает услуги, считает, что они стоят дороже. Если бы наши тарифы были экономически обоснованными и приносили бы прибыль, большинству людей было бы не по карману ездить на общественном транспорте. Для этого и существуют региональные энергетические комиссии, – объяснил вице-мэр суть своей работы.

«Я иногда думаю: куда я выливаю 380 литров воды в сутки?»

Примерно так РЭК работает со всеми госпредприятиями и естественными монополиями – к примеру, с «Мосэнерго». Раз в год компании, оказывающие услуги ЖКХ, представляют в РЭК свои обоснования повышения тарифов, а члены комиссии решают, насколько они обоснованы. В ближайших планах «энергетических судей» – обсуждение проблемы двухтарифных электросчетчиков и установка счетчиков учета потребления воды, по крайней мере, в каждом московском доме (не секрет, что «Мосводоканалу» выгодны сегодняшние нормы водопотребления, позволяющие продавать москвичам даже ту воду, которая вытекает по дороге к квартирам из худых труб).

– Я иногда думаю: куда я выливаю те 380 литров воды в сутки, которые заложены в сегодняшних нормах потребления и тарифах на воду? – спросил сам себя Шанцев. – У нас есть программа установки счетчиков воды за счет бюджета города. Когда мы перейдем на эту систему, москвичи будут платить только за ту воду, которую они потребляют. Ведь, например, та вода, которая недавно залила Серпуховский Вал, была оплачена городом. Если же кто-то хочет уже сейчас установить за свой счет водосчетчик в квартире и платить исходя из реального расхода, этому не должны мешать. Жилищные организации обязаны принимать от москвичей плату за воду исходя из показаний этих сертифицированных счетчиков.

Валерий Шанцев также пообещал, что уже в будущем году Москва сможет независимо от РАО «ЕЭС» контролировать и устанавливать тарифы на оплату электроэнергии и тепла. Можно предположить, что в 2005 году цена электричества будет расти не так сильно:

– Существует план реорганизации «Мосэнерго», он утвержден правительством России. Эта реорганизация должна начаться в конце 2004 года. «Мосэнерго» будет разделено на несколько компаний: тепловую, электрическую, генерирующую и сбытовую. Сегодня мы практически не имеем рычагов управления «Мосэнерго» – вместе с Банком Москвы у правительства города там 8% акций. После реформы мы будем иметь контрольные пакеты акций городской тепловой и электрических компаний, а сбытовая компания будет полностью контролироваться правительством Москвы. Тогда тарифы будут меняться исходя в первую очередь из интересов потребителей – то есть москвичей и городских предприятий.

Борис Устюгов

«Известия»,

12:20 | 25.03.2004 г.