Главная Журнал Справочник Галерея О проекте Форум
Назад: ПубликацииНазад: ЖурналНазад: Публикации

Дмитрий Гаев: «Когда вы спускаетесь в метро, успокаивайте себя тем, что это самое безопасное место в Москве»

«Уважаемые пассажиры, в связи с тем, что метро – вид транспорта повышенной опасности, просим соблюдать правила поведения в московском метрополитене» – такое объявление регулярно звучит в столичной подземке. Но гарантирует ли соблюдение этих правил безопасность пассажира? На этот и другие вопросы в ходе «Прямой линии» в «Известиях» ответил начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев.

– Дмитрий Владимирович, меня зовут Лилия Владимировна. Можно ли предотвратить теракт в метро? Что будет сделано для повышения безопасности в метро?

– Можно ли предотвратить теракт? Мировая практика показывает, что это удается в единичных случаях. И этот вопрос все-таки не ко мне. Мы перевозим пассажиров, а не ловим потенциальных террористов. В рамках антитеррористической деятельности у метрополитена три функции: профилактика правонарушений, создание дискомфортных условий для правонарушителей и, если несчастье все-таки произошло, минимизация потерь и скорейшее восстановление работы метро. Что для этого делается? Технологии достаточно просты. Это системы как явного, так и скрытого наблюдения с выводом телесигналов на соответствующий диспетчерский пункт, где с помощью оператора или техники фиксируется любая внештатная ситуация. Затем сигнал автоматически передается органам обеспечения правопорядка.

– Добрый день. Михаил, предприниматель. На эскалаторы ложится огромная нагрузка. Планируется ли заменить их в ближайшее время на более безопасные?

– Эскалаторы безопасны. За ними как за транспортными машинами ведется системный надзор. Ведутся планово-предупредительные ремонтные работы. Кроме служб Метрополитена, за их состоянием следят органы Госгортехнадзора. В случае малейших сомнений в надежности машины, она будет выведена из эксплуатации. У всех на памяти трагедия на «Авиамоторной». Там не была соблюдена система контроля, о которой я говорил.

– В связи с событиями в «Трансвааль-парке», кто может гарантировать, что новая конструкция легкого метро, например, Бутовская, будет держаться нормально, что там не будет обвалов?

– Такую гарантию даем мы, заказчики по строительству этой линии. Она прошла все необходимые экспертизы и согласования. Там использована достаточно стандартная мостовая конструкция, которая используется уже десятки лет. Другое дело – новые технические решения в поездах, системах управления, связи. Но с точки зрения конструкции мы достаточно консервативная организация, и надежность для нас – вопрос номер один.

– Здравствуйте, меня зовут Елена. Мои дети постоянно пользуются метро, но я очень боюсь за их безопасность: толкучка, какая-то торговля, бомжи, хулиганы.

– У меня трое детей ездят на московском метрополитене, дочка с внуком ездит. Если так себя настраивать, то вообще жить страшно. Я могу сказать вам только одно: с точки зрения криминогенности, метро – одно из самых безопасных мест в городе. Это не голые слова, это действительно так. Количество правонарушений против личности, мошенничества, воровства в метрополитене значительно ниже, чем на улицах Москвы.

– А что было бы, если бы во время теракта на «Автозаводской» погиб машинист?

– Конечно, гибель машиниста сильно бы осложнила ситуацию. Но в таких случаях есть своя технология. Сначала посылается гонец узнать, в чем дело. В тоннеле есть так называемая тоннельная связь: через определенные промежутки висят телефонные трубки, с помощью которых можно связаться с оперативным персоналом диспетчерской службы. Естественно, без информации о том, что напряжение снято, из поезда лучше не выходить. Кроме того, мы пытаемся организовать связь с вагонами, минуя машиниста.

– Дмитрий Владимирович, здравствуйте. Меня зовут Агнесса. Я ежедневно пользуюсь Замоскворецкой линией метро. После теракта участились случаи остановок в тоннеле. От нескольких секунд до нескольких минут. И никаких объяснений. С чем это связано?

– Думаю, остановок не стало больше. Другой вопрос, когда вы едете по этой ветке, вы невольно более внимательно к этому относитесь. А вот информация о всех задержках обязательно должна передаваться в вагоны для снятия напряженности. Спасибо за замечание.

– Здравствуйте. Дмитрий Суходольский, инженер. После трагедии 6 февраля не подумываете ли вы заключить договор с какой-нибудь страховой компанией о том, чтобы все пассажиры, приобретая карточку, автоматически оказывались застрахованными на время поездки в метро?

– Мы страхуем всех пассажиров от возможности того ущерба имуществу и здоровью, который может быть нанесен пассажиру в результате непрофессиональных действий сотрудников метрополитена. Что касается чрезвычайных ситуаций, это должна быть индивидуальная страховка. Это личное дело каждого.

– Носков Юрий Геннадьевич беспокоит. Какие изменения ожидают станцию «Кунцевская»?

– Буквально в ближайшие месяцы, не позднее апреля, варианты примыкания Строгинской линии к станции «Кунцевская» будут представлены на рассмотрение общественного совета по градостроительству города Москвы. По просьбе жителей района и по поручению правительства Москвы мы разработали такой вариант: при строительстве второй, пересадочной станции «Кунцевская», первая сохраняется.

– А подключение новой Строгинской ветки не перегрузит переходы на «Киевской»? Там ведь и сейчас в часы пик настоящее столпотворение.

– Этот вопрос прорабатывается. Есть анализ пассажиропотока. И здесь проблемы не будет, потому что, как мы говорим, по низу мы на «Киевской» разъезжаемся, больше проблем с верхних пересадок и с улицы. Но, думаю, ситуация не ухудшится, а даже улучшится.

– Меня зовут Татьяна. Я живу в Митине, и мне хотелось бы узнать, когда запустят нашу линию метро.

– Ровно через шесть лет после того, как будут деньги. В этом году денег на активное строительство Митинской линии не предусмотрено. Так что придется немного подождать.

– А появится ли когда-нибудь вторая кольцевая линия и будут ли строить легко метро в районе Новокосино?

– Строительство второй кольцевой – в планах на 2035 год. А по Новокосино еще три года назад правительство Москвы отказалось от строительства там легкого метро. В Новокосино из Новогиреева пройдет линия традиционного метро. Начало строительства этого участка – 2007 год.

– Каковы вообще дальнейшие планы по развитию легкого метро?

– Во-первых, мы должны Бутовскую линию продлить на юг, в зону Новокурьяново, с учетом возможной застройки Астафьева. Затем мы продлим ее на север от Бульвара Дмитрия Донского и Старокачаловской улицы и выйдем на Калужско-Рижскую линию на станции «Ясенево», чтобы там организовать еще одну пересадку. Во вторых, в этом году начинает строиться линия от станции «Юго-Западная» через Олимпийскую деревню, через Востряково, Солнцево, Ново-Переделкино до аэропорта Внуково. В-третьих, направление от станции «Парк Победы», через Мичуринский проспект, Олимпийскую деревню со стыковой там с той линией, которая пойдет от Олимпийской деревни, от «Юго-Западной» до аэропорта «Внуково».

– Меня зовут Петр, я строитель. Многие мои знакомые жалуются на Бутовскую линию. Говорят после отмены автобусов, им стало очень неудобно добираться до центра.

– У меня таких данных нет. На сегодняшний день Бутовская линия везет всех пассажиров, которые раньше ездили от бульвара Дмитрия Донского. Более того, она везет и часть пассажиров, которые ездили на автобусах из Северного и Южного Бутова на Калужскую линию метро. Интервал в часы пик на Бутовской линии – четыре минуты. Количество мест, которые мы предоставляем в течение часа на этой линии – от 10 до 12 тысяч в одном направлении. И потоки в этом направлении – до 5 тысяч человек. То есть переполненности этой линии пока нет. В межпиковое время мы работаем с интервалом шесть минут, и при потребности в 2,5 тысячи мест мы предоставляем от 3 до 4 тысяч мест.

– Ирина Юрьевна, пенсионерка. На некоторых станциях метро просто дышать нечем. Собирается ли руководство метрополитена улучшать систему вентиляции?

– Новые подвижные составы, которые мы закупаем, уже имеют принудительную вентиляцию, а на старых линиях мы проводим работы по усилению тоннельной вентиляции. Работа системная, долгая. К сожалению, переоборудовать старые вагоны невозможно. Мы перевозим ежедневно 9 миллионов пассажиров. В то время как нынешняя сеть метрополитена рассчитана на комфортную и безопасную перевозку 7,5 миллионов. Микроклимат метро рассчитан на то, что воздух три раза в час должен полностью обновляться. Он и меняется, но при этом воздух поступает с поверхности земли, со всеми выхлопами городского транспорта. Поэтому московское метро напоминает сегодня перенаселенную квартиру с окнами на оживленную городскую магистраль. Чтобы решить абсолютно все проблемы метро – от вентиляции до строительства новых линий, нам ежегодно нужно 15 миллиардов рублей. Мы тратим по целевому направлению – от 30 до 50% этих средств.

– Григорий Логинов, Москва. Не планируете ли вы реорганизовать работу службы охраны? Милиционеры работают в тяжелейших условиях сутками, глохнут от постоянного шума. Да и толка от них после суточного дежурства немного…

– Совместно с правительством Москвы и Главным управлением внутренних дел города летом 2003 года было принято решение об увеличении численности подразделений милиции, которые обеспечивают охрану общественного порядка. Была добавлена дополнительно штатная численность в количестве полутора тысяч человек. Сейчас идет набор. Для того, чтобы повысить привлекательность этой работы, правительство Москвы обратилось к правительству РФ с просьбой разрешить прием на работу в патрульно-постовую службу на метрополитене лиц, не прошедших службу в армии с предоставлением этим гражданам отсрочки от призыва или зачисления этой службы в качестве альтернативной. Это обращение рассматривается. Надеюсь, решение будет положительным. Это поможет решить проблему недокомплекта. Мы очень строго относимся к отбору новых сотрудников. Конечно, прежде всего нас волнует их физическое и психическое состояние.

– Здравствуйте, меня зовут Андрей, я студент РГГУ. Скажите, планируется ли подорожание проезда? Будет ли введена дифференцированная оплата за проезд, о которой столько говорили раньше?

– Я бы сказал, что это не подорожание, а приведение стоимости проезда в соответствие с реальными ценами на рынке тех услуг, товаров и энергии, которые мы покупаем, чтобы обеспечить перевозку наших пассажиров. Да, планируется. Решение об этом повышении принимает правительство Москвы. Оно и определяет размеры тарифов. А когда и насколько изменятся тарифы, я пока точно сказать не могу. Дифференцированной оплаты не будет. Мы не можем заставить пассажиров, едущих в центр, чтобы пересесть на нужную им линию, платить за «лишние» станции.

– Можно ли хоть как-то бороться с нелегальной рекламой в вагонах? Хотя бы с той, где указаны телефоны?

– Знаете, когда звонишь по этим телефонам, они всегда отвечают, а мы ничего не развешивали. Но есть очень любопытный китайский опыт. Ставишь телефон на автонабор, и с ритмичностью раз в минуту на этот телефон идет звонок, тем самым парализуется вся работа этой фирмы. На сегодняшний день это самый эффективный метод. Возможно, и мы применим такой прием. Это технический вопрос.

– Здравствуйте, говорит Алексей Иванович Островой. Как согласуются с требованиями пожарной и прочей безопасности ларьки, лотки и торговцы «с рук», заполонившие переходы. На «Тимирязевской» иногда протиснуться невозможно! Почему вы не запретите эту торговлю?

– Торговля бывает санкционированная (с разрешения межведомственной комиссии правительства города, в которую входят представители надзорных органов) и несанкционированная. Это бич метрополитена, но боремся мы с ней, увы, только милицейскими методами. Российские законодатели, изменив кодекс административно-правовых нарушений и порядок привлечения к ответственности лиц за подобные правонарушения, лишили нас всякой возможности решить эту проблему.

Наталья Пехалецкая

«Известия»,

16:09 | 24.02.2004 г.