Главная Журнал Справочник Галерея О проекте Форум
Назад: ПубликацииНазад: ЖурналНазад: Публикации

Станция «Парк Победы»: подробности проекта

В канун Нового года с вводом в действие станции «Бульвар Дмитрия Донского» в Москве стало 164 станции подземки. Метро перебралось через МКАД. Но это уже прошлое. А что в будущем, причем ближайшем? К 9 Мая должна открыться новая станция метро – «Парк Победы».

Между двумя пусками, несмотря на все финансовые трудности, всего 4 с половиной месяца. Показательно, что обе новые станции – пересадочные. От «Бульвара» легкое метро пойдет в Южное Бутово. Линия откроется вдекабре только что начавшегося года. А от «Парка Победы» – путь в сторону Солнцева; строительство этой линии на очереди.

В институте «Метрогипротранс» представителю «ВМ» первому дали возможность познакомиться с будущим метровокзалом. «Парк Победы» будет самой глубокой станцией в Москве: 80 метров от поверхности! Такое глубокое заложение вызвано высокими водоносными горизонтами в районе Поклонной горы. Строителям пришлось идти под них. В результате здесь будет гигантский наклонный тоннель, в котором сейчас монтируется самый длинный в нашем метро эскалатор – около 150 метров!

И все же главная особенность будущей станции – в конструкции пересадочного узла. На одном уровне здесь расположены две параллельные станции, на которые будут прибывать поезда Арбатеко-Покровской и Солнцевской линий. С одной стороны платформы можно поехать в центр, с другой – на окраину города. В соседнем зале направления меняются. В принципе, это напоминает знакомую всем пересадку на станции «Китай-город», но здесь для удобства пассажиров добавлены еще две лестницы соединительных переходов.

– Задача была интересной, – говорит главный архитектор института Николай Шумаков, – как выполнить оба зала в едином стиле, но сделать их распознаваемыми? Тривиальных решений принимать не хотелось. Правда, отличия есть: один зал посвящен Отечественной войне 1812 года, другой – Великой Отечественной. На это будут указывать два панно Церетели на всю торцевую стену. выполненные в технике эмали на меди, которая еще не использовалась у нас в метро. В центре композиций – фельдмаршал Кутузов и маршал Жуков. Но как отразить идею единства и различия двух залов средствами архитектурного оформления?

Архитектор показывает два изображения, вроде картинок-загадок «Найди различия». Получилось даже забавно, что-то вроде палиндрома или перевертыша. Красный и белый цвета на пилонах меняются местами в зависимости от того, в каком зале мы находимся. При этом оба зала выполнены в стиле классицизма, который был моден как в начале XIX века, так и в середине XX. Здесь все слилось в единый XXI век.

Оригинальным будет и двухуровневый вестибюль «Парка Победы». Его ярусы будут связаны малым эскалатором длиной около 10 метров. Вестибюль отделывается зеленым, красным и белым мрамором, гармонирующим с интерьерами станционных залов.

– Пока сооружается только один вход на станцию, – поясняет Шумаков. – Он оказался по другую сторону Кутузовского проспекта. Как перейти к мемориальному комплексу и музею? Мэр столицы, знакомясь с проектом, предложил вариант, который показался нам удачным. В существующем подземном переходе рядом с Триумфальной аркой убирается одна стена – та, что ближе к Поклонной горе. Отсюда будет устроен вход в верхний вестибюль станции.

И еще один «секрет»: «Парк Победы» с перерывами строится 15 лет. Когда работы решили форсировать, многое изменилось и в экономике, и практике строительства. Обычно глубокие станции собирались из тюбингов – чугунных элементов, которые подгоняют друг к другу, как кирпичики.

Здесь же применена абсолютно новая для метро конструкция – своеобразная железобетонная «корка», разработанная и используемая в оборонной отрасли. Между двумя слоями листового металла заливается бетон. Этот дешевле, надежнее защищает от протечек...

Работы на станции идут сейчас полным ходом. Осталось подождать до мая...

Ольга Никольская

«Вечерняя Москва»,

9 января 2003 г.