Главная Журнал Справочник Галерея О проекте Форум
Назад: ПубликацииНазад: ЖурналНазад: Публикации

Подземелья средневековой Москвы

Любопытно, наверное, под землей, но поскольку мало кто там бывал и почти никто не умеет видеть сквозь грунт, приходиться питаться слухами и фантастическими рассказами. Романтическими и увлекательными, но часто не имеющими с истиной ничего общего. Вы наверняка читали про людей якобы проникших по тайным ходам в Кремль. 

Таисия Белоусова: Скажу честно, Комендатуру Кремля эти заявления просто смешат. Хотя люди утверждают, что они подошли к железной решетке, что за ними погоню устроили солдаты. Это все смешно просто! Дело в том, что уже в 18-м веке сооружения эти пришли в полную негодность. 

Таисия Белоусова, обозреватель «Совершенно Секретно», автор знаменитой книги «Тайны Подземной Москвы» и других отличных трудов о загадках столичных подземелий улыбается, читая статьи, где: 

Т. Белоусова:  Авторитетно заявляют, что в средние века вся Москва была изрыта тайными ходами, и все монастыри были связаны с Кремлем. Простите, но это чепуха. Просто чепуха! 

А сколько шуму наделала фотография тайного хода, такого огромного, что Иван Грозный мог въехать и выехать по нему из Кремля в карете. 

Т. Белоусова:  В действительности это разгрузочная арка под Кремлевской Стеной. Когда ты стоишь, у тебя макушка упирается просто в свод. Получается, что Грозный на пони ездил. 

Ездой это, впрочем, не назовешь. Длина хода всего шесть метров, а дальше- стена. Такие скачки напоминают, скорее драку в телефонной будке. 

Однако не расстраивайтесь от того, что старинные подземные магистрали не похожи на линии метрополитена и по ним не въедешь с триумфом в Кремль. В глубинах столицы все равно спрятано много интересного. Но, поскольку почти никто масштабных исследований не вел, карт не рисовал, то речь идет скорее не о том, что найдено, а о том, что можно найти. 

Т. Белоусова: Если говорить о том, что существует сейчас и на что следует обратить внимание археологам (если бы получили добро на раскопки), то, конечно, в первую очередь Кремль и Красная площадь. 

Пока получить добро не удается. Последним, кто вел в Кремле серьезные раскопки, был в начале 30-х легендарный археолог Игнатий Стеллецкий. Большевики очень беспокоились, нельзя ли тайно проникнуть в резиденцию, и пустили археолога, чтобы он покопался в земле, ну и так уж и быть, поискал там всякие Библиотеки Ивана Грозного. Но была и другая причина. 

Т. Белоусова: Совершенно неожиданно в разных местах возникли очень глубокие ямы. В 33-м году во дворе Сената- небольшой дворик- красноармейцы делали зарядку и один из красноармейцев провалился в некое сооружение на глубину шести метров. Его достали. Поначалу решили, что это колодец. Подтащили шланги и стали заливать туда воду. Лили-лили и вода ушла неведомо куда. 

С похожими сюрпризами сталкивались еще не раз. Но бывали и совершенно удивительные истории. Таисия Белоусова утверждает, что за все годы своих исследований не знала более оригинального хода, чем тот, что обнаружили под Сенатской Башней. В 60-е годы треснул Мавзолей. Стали копать и нашли огромного размера дубовую трубу. Два метра в диаметре! Она шла куда-то в Китай-город. 

Т. Белоусова: Такой мореный дуб! Красота просто! Была очень большая протяженность и туда закачали бетон. Бетон туда закачивали в течении двух месяцев. Представляете, как далеко уходило это сооружение! Каждый день! Они и ночью до 12-ти работали, закачивали туда бетон. 

Так было уничтожено людскими руками то, что не успело уничтожить время. И это не только потому, что рядом стоял Кремль и Ленин отдыхал в Мавзолее. 

Т. Белоусова: У нас есть такая хорошая традиция, когда строители не приглашают археологов, потому что это грозит остановкой работ, их прекращением. Хорошо если они расскажут историкам или археологам много лет спустя, что, да, было вот такое сооружение. 

Но когда кому-то все же приходит в голову поинтересоваться, что там внутри, случаются любопытные находки. Изучали подвалы дворца князя Голицына. Он стоял на месте Государственной Думы. Интересное оказалось подземелье. 

Т. Белоусова: В подземельях были найдены тигли, различной формы лабораторная посуда стеклянная. Все пришли к выводу, что Голицын пытался философский камень получить. Что там была алхимическая лаборатория. 

Чего же вы после этого хотите от депутатов, если место их работы корнями уходит в алхимическую лабораторию. И сколько нам открытий чудных готовит... Если руки дойдут и денег дадут. И мы узнаем, что за диковинную палату нашли приборы геофизиков в Кремле у Филаретовой Пристройки на глубине 12-ти метров. 

Т. Белоусова: Это некая купольная постройка и от нее две какие-то галереи. Дай Бог, чтобы Комендатура Кремля дала когда-то возможность обследовать. Можно пробурить скважину, запустить телезонд. Бог весть, а вдруг там действительно Библиотека Ивана Грозного! 

Порою помогает не сверхвозможный прибор. А какой-нибудь казус. Однажды в Храме Василия Блаженного провалился туалет. И из дыры вылез барсук. Чистенький такой барсучок. И повадился он ходить туда. Откуда же взяться барсуку в центре Москвы? Только из кремлевского Тайницкого Сада. Так у ученых появились серьезные подозрения, что ход от Храма Василия Блаженного к Кремлю не легенда. 

Порою у поисков подземелий может неожиданно оказаться вполне реальная польза. Бил в Кремле подземный родник. 

Т. Белоусова: Столько лет все управители кремлевские, начиная с петровских времен, не могли понять, что делать с этим родником. Он же все затапливал! Он подмыл стену башни на метр! Четырехметровая стена – он ее подмыл! И археологи кремлевские докопались. 

Оказывается, была в колодце отводная арка, вела в Неглинку. Как только переполнялся колодец, открывался деревянный засов и вода уходила. Все просто! Но засов загнил. Канавка засорилась и прошли сотни лет, прежде чем обнаружилась неисправность. Но, вообще, какая идея с колодцем! Какие башковитые ребята были наши пращуры. 

Т. Белоусова: Мы ничего не знаем о людях, которые устроили эти тайники. Между тем, как познания их, их оценка грунтовых свойств даже сегодняшних геологов и геофизиков просто удивляет. Довольно высокий уровень. 

Подземелья Москвы имеет смысл изучать не только, чтобы узнать, где какой ход или почему засорился колодец. Это коммерчески выгодно. 

Т. Белоусова: У нас есть что показать под землей. Право слово, обидно. В Парижские Каменоломни туристы валом валят! Это очень интересно. А каменоломни в Москве, Дорогомиловские, они же заброшены. 

В начале 90-х существовал план создания подземных музеев и туристических маршрутов. Таисия Белоусова бывала в Мэрии, участвовала в заседаниях, но проект зарыли еще глубже, чем Библиотеку Грозного Ивана. Так что пока под землей бродят отшельники, бомжи и сатанисты. Даже барсук больше не ходит в Храм Василия Блаженного. Его поймали и сдали в зоопарк. 

Антон Орех

«Эхо Москвы»,

14 мая 2001 г.