Главная Журнал Справочник Галерея О проекте Форум
Назад: ПубликацииНазад: ЖурналНазад: Публикации

Окружная ж/д в режиме метро

Обустройство пассажирского движения на Малом кольце Московской железной дороги, известном в народе как окружная «железка», вступает в решающую стадию. 

Городское правительство в целом одобрило технико-экономическое обоснование проекта, являющегося составной частью пятилетней программы технического переоснащения МПС. 

Сразу следует оговориться: оно разрабатывается исключительно за счет собственных накоплений МПС и Московской железной дороги. Уже ко Дню города 2001 года от Коломенского до станции «Москва – Сити» должна отправиться первая электричка.

– В перспективе, – заявил начальник Московской железной дороги Геннадий Фадеев, – стратегическая ветка станет работать в режиме метро.

По Малому кольцу будут ходить только электрички нового поколения Демиховского машиностроительного завода. К существующим грузовым станциям в соответствии с проектом добавляются 30 пассажирских остановок, На 18 из них можно будет пересесть на линии метро большинства радиусов. Шесть платформ разместятся вблизи железнодорожных станций.

– Кроме того, появятся и удобные переходы практически ко всем главным автомобильным дорогам, – пояснил Геннадий Матвеевич.

Дизайн новых станций предусмотрен впечатляющий. Если несколько десятков лет назад при строительстве окружной «железки» архитекторы культивировали тогдашний стиль модерн, гордясь титулом «работа двадцатого века», то теперь творение специалистов 19-й мастерской «Моспроекта-2» уверенно прописывается в веке двадцать первом. Все платформы будут снабжены специальными подъемниками для инвалидов, эскалаторами, турникетами.

Конструкции навесов, платформ, кассовых павильонов словно парят в воздухе – то ли это космические челноки, то ли гигантские колеса... Другой символ вечного движения – волна угадывается в многочисленных шумозащитных экранах.

На первом этапе электрички станут отправляться от станций Павелецкого направления Коломенское и Бирюлево-Пассажирское. На кольце они сделают шесть остановок – на Севастопольском проспекте, на площади Гагарина, в Лужниках, в Потылихе, в Кутузове и в Сити – и развернутся на грузовой станции Пресня. На всю поездку у пассажиров уйдет меньше получаса.

Позднее намечено практически заново построить мотор-вагонное депо Лихоборы и цех внутренней уборки поездов на станции Андроновка. Так что когда в 2005 году движение охватит кольцо целиком, им, по предварительным оценкам, смогут воспользоваться 900 тысяч пассажиров в сутки. Фактически речь идет о сдаче в эксплуатацию полноценной линии метро: в часы пик электрички в каждом направлении предполагается пускать с интервалом 4 минуты.

Интенсивность движения создает проблемы. Дело в том, отметил Геннадий Матвеевич Фадеев, что на кольце остается грузовое движение. Руководство железной дороги последовательно выступало за строительство для электричек двух отдельных путей. Однако проектировщики решили иначе: третий путь появится только в северо-восточной половине кольца – между Лихоборами и Угрешской, в остальной же части трассы под него просто зарезервировано место.

Такое решение обосновывается переводом транзитных грузов с Малого на Большое московское кольцо. Но транзит не делает всю погоду! Отправление и прием грузов в Москве за последние три года возросли на треть, и – тьфу-тьфу! – что-то не видно причин, по которым эти объемы стали бы падать.

Локальные сетевые перевозки, конечно, можно осуществлять и ночью. Но даже не это главное. Городские власти почему-то забыли, что «кольцо» – дорога стратегическая, имеет важное значение для государства. Между тем общее количество путей на грузовых станциях сокращается: на Пресне –с 16 до 14, в Серебряном Бору – с 18 до 8. Случись что – и придется останавливать движение гражданских составов. Но будем надеяться, что до такого дело не дойдет.

Дмитрий Иванов

«Российская газета»,

12 января 2001 г.