Главная Журнал Справочник Галерея О проекте Форум
Назад: ПубликацииНазад: ЖурналНазад: Публикации

Метро совершенствуется

Привыкшие гордиться своим метро москвичи тем не менее ворчат на неудобства в часы пик, терпеливо ждут годами ввода новых станций, входов. Нас тревожат слухи о том, что на многих подземных стройках ныне затишье... Об этом и многом другом нашему корреспонденту рассказал – и тем развеял слухи – начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев.

– Начнем с неудобств, причиненных пассажирам недавней модернизацией на старейшей линии – Сокольнической. По докладу главного диспетчера, интервалы в час пик между поездами были близки к норме: 1 мин. 45 сек – 2 мин. Правда, опоздания по станции «Юго-Западная» все же составили в среднем 5 мин., по станции «Ул. Подбельского» – 1 мин. 30 сек.

...Страшным был первый день, 13 декабря, мы его откровенно провалили. Ведь проблема в том, что внедренная на этом участке новая автоматизированная система движения жесткая, зато повышает безопасность: контролирует машиниста постоянно. И если он, к примеру, начинает вести поезд чуть быстрее – система замедляет движение. Нужно было время, чтобы к этому привыкнуть.

– Ну, и как, Дмитрий Владимирович, удалось?

– Я считаю, машинисты нормально «вкатились» в новый график. А в последней декаде минувшего года часть поездов вел уже один машинист – без помощника, на что и рассчитана система.

260 локомотивных бригад надо обкатать практически на новой для них линии! Прежде-то ездили по привычным сигналам светофоров, были блок-участки с иными скоростями.

Мы выявили пару «узких мест», мешавших четкому следованию поездов. Это – подъем от «Спортивной» к метромосту и оборотные тупики на «Юго-Западной»: там теряли время больше нормативного. Теперь вместе с проектировщиками мы пересмотрели по этим зонам технические решения.

Подземные водители довольно быстро к переменам привыкли: в целом линия работает нормально.

– Чего – увы! – не скажешь о часто критикуемой Таганской линии, от «Планерной» до «Выхино»?

– Напомню, что представляет собой «Выхино»: донельзя плотный пересадочный узел. Крупнейшая пересадочная станция с пригородной железной дороги на метрополитен, с Рязанского направления из зоны Люберец и пос. Ухтомского поставляет в Москву огромный поток пассажиров в часы пик. А рядом, по обе стороны метростанции и платформы железной дороги – уйма объектов потребительского рынка.

Сосредоточивать этакую зону торговли из нескольких рынков здесь вряд ли было целесообразно – теперь этот пересадочный узел представляет собой столпотворение.

– Но ведь должно же быть найдено избавление от неудобств?

– Выход один: нужно перестраивать. И уже издано соответствующее постановление столичного правительства, инициатором которого были метрополитеновцы. Этот директивный документ – о предстоящей реконструкции всего узла «Выхино». Притом с учетом того, что туда должно прийти и «легкое» метро. А также и того, что непременно должна быть система наземной инфраструктуры вокруг узла.

Генеральным проектировщиком выступает Главное архитектурно-планировочное управление столицы – ГлавАПУ Москвы. На субподряде – проектный институт железнодорожного транспорта, Метрогипротранс, Мосинжпроект и ряд других организаций.

– Когда в Выхине начнется реконструкция?

– В первом полугодии наступившего года должны закончить разработку технико-экономического обоснования – ТЭО строительства и приступить уже к конкретному проектированию.

А с будущего года намечено начать работы, чтобы развести обычные транспортные потоки и бытовые. Ведь есть транспортный поток пассажиров и есть просто мигрирующий поток других людей, перебирающихся с одной стороны линии метрополитена и железной дороги (они здесь фактически параллельны) на другую сторону. Нужно сделать все возможное, чтобы эти многотысячные людские потоки перекрещивались минимально. Чтобы люди не мешали друг другу направляться туда, куда им нужно.

Для этого должно быть построено многое! Два мощных подземных перехода дополнительно к существующим. А также пассажирское обустройство и к станции метрополитена, и к железнодорожной платформе, и к конечным остановкам маршрутов автобусов – как внутригородского, так и загородного сообщения.

Это будет первый опыт Москвы в создании многофункционального узла, который снимет проблемы перегруженности.

– Однако, Дмитрий Владимирович, войти трудно в тот же час пик и во многие старые станции – ту же «Маяковку»...

– Здесь сооружается новый вход, но не хватает денег. Так что пока хвалиться нечем.

– И все же метрополитен работает в целом вполне нормально, без особых перебоев. Особенно если принять во внимание то, что за последние пять лет нами в техническое перевооружение метрополитена вложено средств – увы! – в несколько раз меньше, чем требовалось по технико-экономическим расчетам. Так что работать метрополитеновцам приходится на технике, которая уже выработала свой ресурс. И при этом обеспечивать безопасность перевозки пассажиров.

А это – понятное дело! – требует дополнительной работы по контролю за всей этой весьма непростой техникой, по ее обслуживанию и содержанию.

Параллельно делаем и что-то новое...

– Что именно, можете подробнее рассказать?

– Уделяем большое внимание, в частности, тому, чтобы поддерживать всю громадную метрополитеновскую инженерную систему. И вот для этих целей заработали за минувший год дополнительные доходы – более 300 млн. руб! Причем главным образом – за счет организации более жесткой системы контроля прохода в метро.

Эти немалые деньги мы направили на самые насущные нужды. именно – на техническое перевооружение метрополитена, на реконструкцию устаревающей техники, на обеспечение бесперебойного перевозочного процесса.

На очереди после Сокольнической линии – замена систем управления движением составов на устройства последнего поколения на Кольцевой. Затем подобное внедрение ждет Арбатско-Покровскую линию.

А после планируем – за начавшийся год и первую половину будущего – полностью завершить замену подвижного состава на Сокольнической линии: там осталось заменить 132 вагона. Тем самым старейшая линия Московского метрополитена будет полностью обновлена и перейдет на обслуживание пассажиров новыми поездами.

Словом, метрополитеновцы в своем деле идут вперед. Может, и не так быстро, как хотелось бы, но – вперед!

Лев Алейник

«Московская правда»,

Декабрь 2000 г.