Главная Журнал Справочник Галерея О проекте Форум
Назад: ПубликацииНазад: ЖурналНазад: Публикации

Будет ли в метро забастовка?

Уважаемые граждане пассажиры! 14 декабря профсоюз работников госпредприятия «Московский метрополитен» объявляет забастовку...». Едва появившись на стенах вагонов, листовки вызвали панику среди пассажиров.

– Этого не случится! – уверяет начальница орготдела Дорпрофсожа Московского метрополитена Нина Черепанина. – Метро будет работать нормально.

Ее слова поставили нас в тупик: так будет забастовка или не будет?

По мнению руководителя «официального» профсоюза метро Вячеслава Фатеева, бастовать 30-тысячному коллективу не из-за чего. С 1 декабря прошло 15%-ное повышение зарплаты, и теперь машинисты поездов получают от 5000 до 7300 рублей в месяц. Остальные категории работников, конечно, меньше – от 2000 до 3500 рублей, но недовольных вроде как нет. Кроме руководительницы альтернативного профсоюза Светланы Разиной и ее соратников. Они-то, как выяснилось, и затеяли заваруху.

– Мы имели информацию, что альтернативный профсоюз назначил на 14 декабря собрание с прицелом на забастовку, – сказал начальник ГП «Московский метрополитен» Дмитрий Гаев. – Но то, что они обратились к пассажирам, это уже серьезный шаг. Хотя если 10–20 человек (больше у них не наберется) соберутся бастовать, на работе метро это не отразится.

Руководители Дорпрофсожа называют Разину и ее организацию «подземным ЦРУ».

– Мы настроены серьезно, – сообщили «МК» представители альтернативного профсоюза. – Но свои фамилии назвать отказались, опасаясь руководства. – Труд работника метрополитена немногим отличается от труда шахтера. Сегодня нас пытаются ублажить подачками в 300–500 рублей, на столько больше мы стали получать после так называемого «повышения». Но это все равно – мизер.

Самое громкое недовольство, по словам Разиной, проявляют машинисты. Зарплата в метро ниже, чем средняя по столице. Многие из них – жители пригородов. Чтобы добраться в депо к началу утренней смены (5 утра), надо выехать за 1,5 – 2 часа, а это не всегда удается из-за того, что в такую рань пригородный транспорт не ходит. Машинисты вынуждены коротать ночь перед сменой в депо. Они просили «официальный» профсоюз выделить спецтранспорт для доставки работников – и проект был признан слишком дорогостоящим.

Чем же закончится противостояние «подземного ЦРУ» и официального профсоюза? В данной ситуации руководству метрополитена разумней было бы не обходить «альтернативщиков» молчанием, а прислушаться к их требованиям. Ведь набирать работников в ближайшие годы все равно придется из Подмосковья. Больше – неоткуда.

А вопрос о том, будет ли забастовка 14-го и если будет, то насколько массовой, – пока так и остается открытым. Хотя лидеры альтернативного профсоюза уверяют: на линии готовы не выйти одновременно около 1000 сотрудников метрополитена. Косвенным подтверждением реальности их угрозы может служить тот факт, что вчера руководство метро запретило своим работникам отвечать журналистам на любые вопросы о забастовке.

Валентина Щербакова

«Московский комсомолец»,

7 декабря 2000 г.