Главная Журнал Справочник Галерея О проекте Форум
Назад: ПубликацииНазад: ЖурналНазад: Публикации

На строительство метро нет денег

В начале сентября метростроевцы сдали станцию «Улица академика Янгеля». За восемь месяцев до этого события в строй вошла «Дубровка». Две станции за четыре года. Но оптимизма у метрополитеновцев нет. Две станции долгостроя наконец-то закончены, а своей очереди ждут еще двенадцать. По прогнозам, за следующую пятилетку будет достроено еще пять. А может, и ни одной. Точно не скажет никто. На строительство нет денег.

Если бы я не знал, что это недостроенная станция метро, то подумал бы, что попал в место, где черпают вдохновение создатели Doom'a или какой-нибудь другой компьютерной «стрелялки». Темные бетонные коридоры, резкие повороты, спуски и подъемы по ржавым или полусгнившим деревянным лестницам.

Есть в Митине места, которые никак не вписываются в ландшафт. Унылыми бетонными заборами огорожены гигантские площади с заброшенными железобетонными конструкциями и с раскуроченными подъемными кранами. Нет у митинцев надежды, что придет какой-нибудь крепкий инвестор-хозяйственник и наведет порядок. Метро какому-нибудь СП или АОЗТ доверить нельзя. А у государства денег нет.

Вот грустно и вздыхают счастливые обладатели новеньких квартир, втискиваясь в переполненные автобусы и маршрутные такси. Сейчас в Митине живут 165 тысяч человек, что подразумевает пассажиропоток в 40 тысяч человек в час. В советские годы считалось, что уже при вдвое меньшем количестве желающих прокатиться на муниципальном транспорте район должен иметь свою станцию метро.

Начальник технического надзора Московского метрополитена Игорь Сергеевич Рукавишников благоразумно решил остаться наверху:

– По этой лестнице я спускаться уже не рискую: боюсь. Мой вес ей не выдержать. А мы по лестнице, на которой не хватает половины перекладин, ползем вниз, в помещение электроподстанции, построенной у будущего метро «Митино». Вдогонку слышим еще один совет: «Все обесточено, но на всякий случай старайтесь не наступать на провода».

Посетители здесь были и до нас. Стоптанный ботинок, кучка тряпья. На стенах устрашающе-унылое черно-серое граффити. Света, попадающего сюда из не заизолированных щелей на потолке, явно не хватает. Но, похоже, это никого никогда не смущало. На бетонном полу через каждые 5-10 метров виднеются кострища.

Ощущение полного запустения дополняют раскуроченные электрощитки. Фильм «Сталкер» да и только.

– Пока антитеррористические операции не начались, здесь много народу тусовалось. Внизу – бомжи, повыше местные ребятишки свой клуб устроили. До прошлогодних взрывов здесь и охраны-то нормальной не было. Спускаясь по лестнице, в непонятном закоулке неожиданно одной ногой влезаю в воду. Достаю зажиталку – насколько глубока лужа, понять сложно. Куском арматуры пытаюсь ее измерить. Палка уходит под воду. Под потолком на одном крюке раскачивается переносная металлическая лестница.

– Несчастные случаи у вас бывали?

– Бог миловал. Жильцы из окрестных, домов пока не жаловались. А про бомжей разве можно что-то сказать? Вот если опять начнем строительство, тогда все проверим, осмотрим.

..Наконец утыкаемся в тупик. До основного метротоннеля, идущего от станции «Митино», строители не успели пройти всего 46 метров. С другой стороны, от , станции «Волоколамское шоссе», не пробили 18.

На месте одного из предполагаемых выходов со станции метро «Митино» сейчас находится автостоянка. У другого – продуктовый рынок. Но Рукавишников, похоже, только рад, что за эти площадки сегодня отвечает не он.

– Как любую стройку, мы свои объекты огораживаем высоким бетонным забором. Да только ставили мы его с расчетом на три года, а стоит он уже десять лет. Весной две плиты уже упали. Прямо на Пятниц-кос шоссе. Хорошо, что ранним утром, когда на дороге машин было немного. Если сейчас их не укрепить, скоро все упадут...

На поддержание каждой из заброшенных станций метрополитен сейчас тратит 2-3 млн. рублей в год. Деньги идут на охрану, на откачку воды, на замену прогнивших перекрытий и грунтовых стен. Чтобы достроить Митинскую линию, нужно 4,5 млрд. рублей. В 2000 году на все строительство было выделено 1,2 млрд. Деньги ушли на удлинение Серпуховско-Тимирязевской ветки. В 2001 году основные работы будут вестись там же. Потом оставшуюся технику и еще не разбежавшихся рабочих должны перекинуть на участок «Сретенский бульвар» – «Трубная». Когда заработает линия «Парк Победы» – «Митино», не знает никто.

Вход в основной метротоннель – дыру диаметром 75 – 100 метров, через которую вытаскивали пройденную породу и подавали вниз бетон, – охраняют сторожа. Их здесь трое. Работают посменно. Получают по 1000 рублей в месяц. Охранники расположенной рядом автостоянки имеют в три .раза больше. Со скрипом открываю проржавевший люк. По трухлявой лестнице спускаемся на глубину 15 метров. Ржавчина ощущается даже на губах.

– Только далеко в тоннель не заходите. Там уже давно никто не был. Могут скапливаться вредные газы. Кто вас потом вытаскивать будет?

Далеко пройти и не получилось. Ржавые рельсы ушли под воду. Экспедиция закончилась.

Вылезая назад, я заметил, что доски, которыми изнутри обит колодец, угрожающе прогнулись вовнутрь.

– Да знаю я. Это же временная крепь. Скоро тут все посыплется.

Сразу за красавцем жилым домом, на котором большими буквами написано «Митино», на несколько сотен метров вытянулась большая канава. На 10-метровой глубине виден остов платформы и короб тоннеля. Три года назад овраг со стороны жилых домов начал обваливаться. Возникла угроза жильцам. Откос забетонировали, но сегодня сквозь бетон уже проросли молодые деревца. Нужно бетонировать снова.

Рукавишников только печально ухмыляется: «В нашем случае скупой платит трижды». Трижды.

Планы метрополитена па ближайшую пятилетку:

2001 год – «Аннино»;

2002 год – «Бульвар Дмитрия Донского», «Парк Победы»;

2005 год – «Сретенский бульвар», «Трубная».

О судьбе станций «Митино», «Волоколамская», «Строгино», «Марьина роща», «Достоевская», «Борисово», «Шипиловская», «Зябликово», «Братеево» ничего не известно.

За проезд в метро платит только каждый второй. Остальные – льготники.

Андрей Моисеенко

«Комсомольская правда» (Москва),

25 сентября 2000 г.