Главная Журнал Справочник Галерея О проекте Форум
Назад: ПубликацииНазад: ЖурналНазад: Публикации

Интервью начальника Московского метрополитена Д.В. Гаева

– Дмитрий Владимирович, это верно, что наше метро – самое лучшее в мире?

– Я бы не стал говорить так категорично. Метро во всех странах – самый надежный вид транспорта. Но вот с точки зрения регулярности и надежности перевозок мы и правда стоим на первом месте. Эстетика тоже имеет большое значение и начинается она буквально с первой ступеньки. Гораздо приятнее входить в красивое помещение, где светло и нет гор мусора. Кроме того, в черных и закопченных подземках Нью-Йорка, например, опасно, там не лучшие представители общества находятся... В последние годы опыт московского метростроения активно применяется во всем мире. Нам «подражают» Вашингтон, Каир, Сеул... С учетом нашего опыта открыты две линии в Афинах и 14-я линия парижского метрополитена.

– А мы что-нибудь перенимали у Запада?

– Был неудачный период, когда отечественное метростроение пытались повернуть на западный манер и сделать из метро утилитарное транспортное средство с использованием дешевых материалов. Получилось, что называется, без души. Вот почему я не люблю станции 60-х годов – «Новые Черемушки», «Профсоюзную», «Академическую», «Водный стадион», «Войковскую». Попытка экономии в строительстве обернулась громадными затратами в эксплуатации. Так что дешевле и лучше применять пусть дорогие, но красивые, прочные и долговечные материалы.

– Какие станции лично вам нравятся?

– Самая любимая – «Новослободская». Ее блестящие витражи произвели на меня впечатление еще в детстве. «Сокол» – очень красивая станция, «Семеновская»... Словом, люблю станции пятидесятых годов.

– Теперь-то таких, наверное, не будет...

– Ну почему? Взгляните на «Дубровку». Блестящая станция. Великолепная. Автор красивого витража – знаменитый Церетели. «Чкаловская» ~ тоже хороша. У этих станций есть свое лицо.

– Дмитрий Владимирович, а вам часто приходится ездить в метро?

– Каждый день!

– Как хозяин метро, что вы прежде всего видите – достоинства или недостатки?

– К хорошему быстро привыкаешь, поэтому обращаю внимание на проблемы. Наш самый большой грех – взаимоотношения сотрудников метрополитена и пассажиров. Все-таки недостаточно уделяем внимания людям. Я хотел бы, чтобы наши работники были доброжелательнее, даже когда пассажир и не прав.

– На работу в метрополитен, наверное, не всех берут?

– Раньше было сложнее. В тридцать пятом году, например, контролеров для станций выбирали, как красавиц на конкурс моделей. Девушки, проверяющие билетики, должны были иметь определенный рост и обязательно носить длинную косу. Теперь с точки зрения внешности жестких требований нет. Но перед приемом на работу человек проходит специальный психологический тест. Метрополитеновцу необходим определенный склад характера и психики, да и здоровье должно быть отменным. Кстати, наши сотрудники на досуге активно занимаются спортом. Устраиваем первенства по баскетболу, волейболу, по лыжам. А когда был футбольный турнир на призы газеты «Метро», наша команда вышла в полуфинал.

– Коллектив начинается с начальника. Слышала, что и вы – футболист? В свободное время играете?

– Когда-то серьезно спортом занимался. А теперь свободное время для меня – это книжки и... работа у плиты. Люблю готовить разнообразные блюда. И, говорят, неплохо получается. Много читаю. В основном – исторические и философские книги, публицистику. Любимых авторов много, например – Соловьев, Гиляровский, Радзинский...

– На ваш взгляд, наше метро по-прежнему– самое читающее?

– Уверен в этом. Я и сам в метро постоянно читаю. Правда, не историю с философией, а что-нибудь полегче. Например – газету «Метро». Спокойное издание, рассчитанное на любого читателя. Немножко новостей, общей информации, литературные «кусочки» – хорошая «мозаика». Нам часто звонят пассажиры с просьбой изменить время распространения, чтобы газета досталась всем. Делаем, что можем. А для работников метрополитена «Метро», кроме всего прочего, еще и возможность обратной связи с пассажирами. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить москвичей за поддержку и ту доброжелательность, с которой они меня критикуют. Кстати, пассажиры задавали мне вопрос по режиму работы одного из выходов станции метро «Братиславская». Отвечаю: теперь он работает по полному графику. Восстановлен прежний режим и на станции «Царицыно», а от «Крылатского» до «Александровского сада» мы по просьбе москвичей в утренний час пик увеличили размеры движения.

– Скажите, Дмитрий Владимирович, каким будет ближайшее будущее метрополитена?

– В нынешнем году откроется новая станция – «Улица академика Янгеля». В следующем – «Анино», а еще через год – «Бульвар Дмитрия Донского». Кроме того, в 2002 году Арбатско-Покровская линия будет продлена до станции «Парк Победы». Активизированы работы на центральном участке, и через пять лет откроются такие станции, как «Сретенские ворота», «Трубная площадь», «Улица Достоевского».

– А когда заменится подвижной состав? Новая «Яуза» гораздо красивее нынешних поездов...

– Это так, но по существующим нормам вагон должен работать 31 год. Кто же его заменит раньше окончания срока эксплуатации? Ежегодно мы будем заменять по 4-5 составов. В первую очередь – на самой старой Сокольнической линии. Затем – на Филевской. Там планируем пустить составы, которые предназначены для легкого, наземного метро. Затем подойдет очередь Покровской и Таганско-Краснопресненской линий.

– Наверное, это все, чем нас сможет удивить метрополитен. Или я не права? Будет что-то новенькое?

– Пожалуйста! На некоторых станциях метро уже начали работать сотовые телефоны. Кроме того, мы планируем разместить в метрополитене около 70 больших телевизионных экранов, как на «Белорусской». На этих экранах будет размещаться информация о правилах поведения в метрополитене, а также городские новости. Пассажирам это новшество уже понравилось.

– Ну что ж, разрешите пожелать вам успехов и от души поздравить с праздником.

– Спасибо. А я, в свою очередь, поздравляю пассажиров и снимаю форменную фуражку перед всеми сотрудниками метрополитена.

Евгения Бородина

Газета «Метро»,

15.05.2000 г.