Главная Журнал Справочник Галерея О проекте Форум
Назад: ПубликацииНазад: ЖурналНазад: Публикации

А годы летят

Трудовая биография есть и у человека, и у предприятия. Бывает, что они связаны друг с другом как единое целое. И начало у них было почти одновременным: Московский метрополитен вступил в строй в 1935 г., а наш ветеран приступил к работе чуть позже – в 1939. Поэтому он имеет полное право сказать, что вся история Московского метрополитена писалась на его глазах. Добавлю: с его непосредственным участием. 

Но вернемся в те годы, когда произошло первое знакомство Николая Сергеевича Тимашева с Московским метро, которое деревенский парнишка из-под Вязьмы воспринимал как чудо. Это было в 1938 г., он приехал погостить на зимние каникулы к двоюродной сестре. Серафима Ильинична Голышева работала контролером на станции и одновременно училась на курсах дежурных по посту централизации. Она с гордостью рассказывала молодому родственнику о метрополитене и совершила с ним экскурсию по всем станциям. Впечатление было ошеломляющим. Трепет в душе вызывало все: и станции-дворцы, и поездка через метромост, и знакомство с самими метрополитеновцами, такими подтянутыми, красивыми в форменной одежде... 

Эта поездка в столицу повлияла на всю жизнь Н.С. Тимашева. Он тогда твердо решил, что обязательно станет метрополитеновцем. И путь для достижения цели был один – отличная учеба. Он стал учиться значительно лучше и семилетку закончил с отличием. Все это время переписывался с родственницей. Она знала о мечте брата и искренне хотела ему помочь, после окончания семилетки пригласила парня к себе. Это был самоотверженный поступок: Серафима Ильинична жила тогда в маленькой подвальной комнате в Столешниковом переулке с мужем, ребенком и матерью... 

Трудности подстерегали на каждом шагу. Возникла проблема с пропиской – ее разрешил еще один родственник. Непросто было и устроиться на работу в метро. И все же в апреле 1939 г. Н. Тимашев стал одним из избранных – его приняли в службу движения контролером. А какое впечатление на него, деревенского жителя, произвело само посещение пошивочной мастерской, а также то, что ему по меркам было пошито два комплекта форменной одежды – зимней и летней. 

Впечатление восторженности долго не проходило, но это не мешало, а помогало работе и конечно влияло и на будущие планы. Поэтому следующий шаг был очевидным – с 1 сентября Н. Тимашев приступил к учебе в школе рабочей молодежи, которая была при метрополитене. В работе и учебе летели дни, и как-то незаметно подошло первое повышение – Тимашева назначили на должность помощника дежурного по станции. Это событие окрылило молодого человека, и он решил преодолеть следующую ступень. Попросив у сестры ее конспекты, которая к тому времени уже работала дежурным станционного поста централизации, он приступил к самостоятельной подготовке, при этом немалую помощь ему оказывала Серафима Ильинична. 

Прошло немного времени, и И. Тимашев, успешно сдав экзамены, получил новую должность – дежурного по станции 1-го класса (!). Первой его станцией была «Курская»-радиальная, Пожелтевшие страницы многотиражной газеты от 11 июня 1941 г., свидетели того времени, здесь впервые было опубликована фотография молодого метрополитеновца и помещено сообщение о занесении его имени на Доску Почета. А ведь со дня принятия его на работу прошло немногим более двух лет. 

А потом началась Великая Отечественная война. Время внесло свои коррективы в размеренный ритм трудовой жизни транспортного предприятия. Н. Тимашев присутствовал на станции, когда объявили первую воздушную тревогу в Москве. По мере продвижения захватчиков к Москве тревоги стали объявлять чаще, иногда в день по два-три раза. 

Тогда оперативно началась не свойственная метрополитеновцам работа: расстановка составов в неурочное время, снятие напряжения и принятие и размещение москвичей на станциях и в тоннелях, ставших на время бомбоубежищами. Налеты на столицу совершались чаще всего в вечерние и ночные часы. Метрополитен в то тяжелое военное время закрывался для перевозки пассажиров в 20 часов, и здесь начиналась другая жизнь, продиктованная необходимостью. Станции были оборудованы санитарно-техническими устройствами, завезены большое количество деревянных топчанов и маленьких раскладушек для детей. К 20 часам у дверей станций собирались люди, чтобы провести ночь в безопасности. В 6 часов утра вновь метро было открыто для пассажиров. 

И так каждый день. Метрополитен не прекращал свою работу ни на одну минуту, выполняя необходимый в то время социальный заказ. 

Но метрополитеновцы не только занимались мирным трудом, но и воевали на фронте, В конце декабря 1941 г. и Н. Тимашева, восемнадцатилетнего парня, призвали на защиту Отечества. К тому времени он успел закончить девять классов. Тимашев был направлен на учебу во 2-е Ленинградское пехотное училище. Оно временно располагалось в г. Глазове, в Удмуртии. Учеба проходила по сокращенной программе, поэтому была недолгой. 

Боевое крещение он получил под Ржевом. Бои были ожесточенные: фашисты рвались к Москве, а наши солдаты отстаивали каждую пядь родной земли, даже ценой жизни. Об этих героических и трагических событиях немало написано воспоминаний и художественных произведений, снято фильмов. Тимашеву посчастливилось – он остался жив, хотя и получил тяжелое ранение в ногу и инвалидность второй группы. 

Раненые ехали для поправки здоровья домой, но Николаю было ехать некуда – его деревню, как и многие на Смоленщине, враги сожгли дотла. Поэтому дорога у него была одна – в Москву, к сестре. Отдыхал недолго, рана еще не зажила, а он вновь рвался работать на метрополитене. Главным препятствием в этом случае стала медкомиссия, ведь военные врачи, давая заключение о второй группе инвалидности, сделали такую запись: «Может выполнять надомную сидячую работу». 

А это никак не увязывалось с его прежней трудовой деятельностью на метрополитене. Руководству не хотелось терять трудолюбивого, целеустремленного работника, и оно пошло на компромисс – Н. Тимашеву была предложена работа дежурного станцион­ного поста централизации. Но долго работать и на этой должности ему не довелось – вызвало руководство и сообщило, что его, фронтовика, решено назначить начальником станции.

Так молодой человек 20 лет с неполным средним образованием стал начальником станции «Смоленская» Филевской линии. Через некоторое время перевели на станцию «Библиотека имени Ленина». А через некоторое время – новое назначение – открывалась станция «Парк Культуры»-кольцевая, Николай Сергеевич был направлен на эту станцию, готовил ее к открытию, участвовал в пуске и потом работал на ней начальником. 

Времени всегда не хватало, однако Н. Тимашев принял решение: продолжить учебу. Он понимал, что трудолюбия и энтузиазма для руководителя не достаточно. Он поступает на вечернее отделение железнодорожного техникума. В 1950 г. заканчивает его и сразу же поступает в МИИТ. Он учился в специальной группе на дневном отделении. 

Вот так деревенский парнишка с семилеткой стал благодаря огромному трудолюбию, целеустремленности, любви к своей профессии высококвалифицированным специалистом с высшим образованием. 

Уже дипломированным инженером он пришел на станцию «Первомайская», а оттуда был переведен заместителем начальника 1-й дистанции движения. 

Большинство профессий в службе движения Николай Сергеевич узнал непосредственно, в процессе своей производственной деятельности. Поэтому и следующий шаг был предопределен – Н.С. Тимашева пригласили в ревизорский аппарат, где он занимался вопросами безопасности движения. И здесь также поднимался вверх по профессиональной лестнице – работал заместителем главного ревизора и главным ревизором по безопасности движения. 

Этот ответственный пост он оставил в 1991 г. в связи с пенсионным возрастом. Правда, с тех пор он занимается не менее ответственной работой, являясь заместителем начальника службы движения по безопасности движения поездов, находя применение своим профессиональным знаниям и опыту. 

Николай Сергеевич Тимашев считает себя счастливым человеком. До настоящего времени продолжает работать на метрополитене и не может представить себя без любимой работы, без общения с коллективом – именно здесь прошла большая, лучшая часть его жизни, более шестидесяти лет. Поэтому с полным основанием ветеран считает метрополитен своим родным домом. Он горд и тем, что довелось непосредственно участвовать в борьбе с фашистскими оккупантами, что вместе со всей страной боролся за Победу. Неизгладимы в памяти и московские воздушные тревоги, и усилия по сохранению жизней москвичей. 

Вся жизнь Николая Сергеевича Тимашева тесно переплетается с судьбой страны и предприятия, где он вырос в высококвалифицированного специалиста. Он счастлив, что нашел свое место в жизни и бесконечно благодарен двоюродной сестре Серафиме Ильиничне Голышевой, длительное время работавшей дежурным СПЦ и поездным диспетчером. Именно она в самом начале его пути протянула руку помощи. Вскоре ей исполняется 85 лет, и среди тех, кто приедет ее поздравить с этой знаменательной датой, и наш ветеран. Здоровья и долгих лет жизни им обоим. 

Н.С. Ковелёва 

Журнал «Метро»,

№2, 2000 г.