Главная Журнал Справочник Галерея О проекте Форум
Назад: ПубликацииНазад: ЖурналНазад: Публикации

Метрополитен в годы войны

В год 55-летия Победы в Великой Отечественной войне хочется поделиться своими воспоминаниями о той роли, которую сыграл Московский метрополитен, его работники в те грозные военные годы. 

В исключительно трудных условиях военного времени коллектив Московского метрополитена организовал образцовое транспортное обслуживание трудящихся Москвы, хотя и по сокращенному графику движения поездов. В годы войны метрополитен перевез около полутора миллиардов пассажиров. Кроме того, метрополитен стал самым лучшим укрытием населения от налетов вражеской авиации. В годы войны мне пришлось заниматься и этой работой. 

Основная нагрузка по приему огромного количества москвичей, в том числе и детей, их заботливому обслуживанию легла на плечи работников служб движения, сантехники, медсанчасти, охраны метрополитена и др. Все они проявили исключительную организованность, дисциплину, высокое чувство долга. 

Осенью 1941 г. многим метрополитеновцам пришлось изрядно потрудиться и на строительстве оборонительных рубежей столицы. Более 1 млн. руб. внес коллектив метрополитена в фонд обороны страны, кроме того, на трудовые сбережения метрополитеновцев были построены и переданы Красной армии бронепоезд «Московский метрополитен» и три танка. 

Сразу же, как только началось наступление наших войск под Москвой, стало необходимо восстановить разрушенные железнодорожные линии. 236 метрополитеновцев, в основном путейцев, в сорокаградусный мороз выполнили боевое задание – восстановили под Волоколамском разрушенный фашистами 26-километровый участок пути. 

На площадках вагоноремонтных и механических мастерских были организованы работы для нужд фронта. Так на территории вагоноремонтных мастерских выпускали мины среднего калибра и гранаты, а в механических мастерских ремонтировали танки. 

В первые дни войны я был назначен начальником подразделения санитарно-технической службы, обслуживающего Покровскую и Горьковскую линии (в настоящее время на метрополитене санитарно-техническая служба переименована в электромеханическую). 

Именно перед работниками нашей службы в 1941 – 1945 гг. была поставлена задача – обеспечить укрытие населения на станциях и в тоннелях метрополитена. Для ее решения необходимо было установить и ввести в действие оборудование, не применявшееся на метрополитене до войны. Его мы получали от Метростроя. Это и металлоконструкции, и фильтровентиляционные камеры, и многое другое. 

Особенно трудно справляться с новыми задачами было в первые дни войны. То в одном, то в другом месте выходили из строя водопровод, канализация. Неоднократно приходилось принимать неотложные меры по предотвращению попадания воды в метрополитен. Так, на Белорусской площади от попадания бомбы была повреждена магистральная водопроводная труба. Вода затопила площадь и хлынула в вестибюль станции «Белорусская» к эскалаторам. А ведь внизу на станции находились люди! Общими усилиями работников метрополитена, оказавшихся в этот момент на станции, вода была направлена мимо вестибюля под железнодорожный путепровод. Затем при помощи водоотливных установок мы начали откачивать воду. 

Только мы вздохнули с облегчением, как попросили помощи военные, у которых неподалеку от станции находился командный пункт. Отказать было нельзя. С большим трудом тогда удалось преодолеть напор воды и предотвратить серьезное происшествие. 

Для выполнения задач по укрытию населения требовалось органи­зовать бесперебойную работу новых инженерно-технических устройств, обеспечивающих безопас­ность всех находившихся в метрополитене: увеличить воздухоснабжение станций и тоннелей, открыть новые расширенные санузлы, расположить на станциях и в тоннелях фонтанчики с питьевой водой. Немало пришлось потрудиться и для обеспечения бесперебойной работы командных пунктов Красной армии, Министерства путей сообщения и других оборонных организаций. В связи с этим основные работники нашей службы были переведены на казарменное положение. Разместили нас на двух этажах бывшего общежития 2-го мединститута и в здании «Восток» Кино» (ныне не существующем) рядом с гостиницей «Москва». 

Для выполнения увеличившегося объема работ в сантехническую службу были переведены ма­шинисты и помощники машинистов эвакуированного подвижного состава, а так же представители других служб. Укрывать население помогали и студенты эвакуированных учебных заведений. 

В сентябре 1941 г. на станции «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») был оборудован диспетчерский пункт сантехники, который имел прямую связь с диспетчерами движения и электроснабжения, а также оперативную и местную связь с командными пунктами, с которых осуществлялось руководство обороной города, вентшахтами и постами сантехников. В случае объявления воздушной тревоги именно с этого пункта велось управление всеми мероприятиями по укрытию населения в метро. 

В дни обороны Москвы на этом диспетчерском пункте дежурили начальники подразделений и заместители начальника сантехнической службы метрополитена. Для контроля за работой пункта сюда часто приходили начальник метрополитена И.С. Новиков, начальник отдела ПВО метрополитена А.И. Соловьев. 

При воздушных тревогах метрополитен при помощи новой техники превращался в надежное бомбоубежище с четко функционирующей системой жизнеобеспечения. 

В годы войны не существовало разделения на свое и чужое. Метрополитеновцам не раз приходилось выполнять задания по организации объектов обороны Москвы, В тупик станции «Белорусская» был поставлен железнодорожный состав из теплушек для размещения работников штаба Красной армии. Нам было приказано срочно оборудовать место его размещения вентиляцией, так как там была большая сырость. установить санузел и питьевые фонтанчики. Сделать это было нужно всего лишь за одну ночь. Но ведь в тупике некуда было подключить электрооборудование, да и материалы нужно было где-то взять. Несмотря на сложности, задание было выполнено в срок, и так было не раз. 

Во время войны не прекращались работы по строительству метрополитена. На удивление всему миру 1 января 1943 г. был введен в эксплуатацию участок Горьковской линии от станции «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») до станции «За вод им. Сталина» (ныне «Автозаводская»). Мы, работники сантехнической службы, помогали Метрострою в монтаже насосных агрегатов на водоотливных установках и оборудования вентшахт, 18 января 1944 г, было закончено строительство участка от станции «Курская» до станции «Измайловская» (ныне «Измайловский парк»).

Оба участка был введены в эксплуатацию без обкатки. На станциях «Новокузнецкая», «Павелецкая» (радиальная), «Автозаводская», «Семеновская», «Бауманская», «Электрозаводская», «Измайловский парк» установлены памятные таблички с текстом: «Сооружена в дни Великой Отечественной войны». Сразу же после завершения строительства вышеупомянутых станций, еще до окончания войны, началось сооружение Кольцевой линии. 

Многие особо отличившиеся работники метрополитена были удос­тоены наград – орденов и медалей. 

За самоотверженный труд на протяжении всей Великой Отечественной войны и надежное укрытие населения во время вражеских бомбежек коллективу Московского метрополитена на вечное хранение было передано Красное знамя Государственного Комитета Обороны (ГКО), а в 1947 г. метрополитен был награжден орденом Ленина. 

Д.С. Фингерут, ветеран труда метрополитена, участник обороны Москвы, 

бывший начальник дистанции Электромеханической службы 

Журнал «Метро»,

№2 2000 г.