Метро-2 («Московский комсомолец») «Метро-2». Про существование этого таинственного спецобъекта москвичи наверняка слыхали, А вот подробности – что? где? как? – остаются до сих пор под грифом «совершенно секретно». Впрочем, живы и здравствуют многие из тех, кто принимал непосредственное участие в строительстве первых очередей «правительственной» подземки. Корреспонденту «МК» удалось встретиться с одним из них. С самого начала договорились, что моего собеседника зовут Владислав Никифорович. За плечами у него – более 30 лет подземного стажа на «Метрострое». В 50-е годы молодого проходчика перевели со строительства тоннелей Кольцевой линии на другую – секретную работу: Владислав Никифорович попал на сооружение подземной трассы, ведущей из Кремля на юго-запад, в район нового университета на Ленинских горах... – Прокладку тоннелей мы вели ниже уровня «гражданского» метро. Все наши объекты для пущей конспирации были обозначены номерами. Например, в районе Никольской улицы располагалась шахта, именовавшаяся «Сотым строительством». Неподалеку от Лужников находилась «шахта №506», около высотного здания МГУ – «шахта №509»... Поднятый из московских недр грунт отправляли по разным адресам. В течение нескольких лет засыпали «метрополитеновской» землей знаменитое Сукино болото на юго-востоке столицы. Свалочные площадки были выделены и в Подмосковье. Помню, возили туда вынутые с большой глубины юрские глины, которые имеют очень темный, почти черный цвет. Соседние дачники эту субстанцию приняли поначалу за чернозем и вовсю растаскивали по своим участкам – на грядки. Увы! Их ждало жестокое разочарование: на древних глинистых отложениях цветы и овощи не желали расти... – Органы госбезопасности вас «пасли» основательно? – Конечно, режим на всех объектах строящегося радиуса «метро-2» был очень строгим. Всякий раз, приходя на работу, я предъявлял свой пропуск дважды. Первый раз – наверху, при входе на территорию спецобъекта. А потом еще внизу – охранникам, дежурившим в шахте. Кроме того, и в течение смены по нескольку раз в рабочую зону проходки наведывались «синепогонники» с проверкой... Зато за секретность нам доплачивали 10% от оклада. Мужики, помню, называли такую надбавку «Молчи-молчи». Хотя сооружение линии спецметро держали в большом секрете, иногда эти подземные работы сами себя «расшифровывали». В один прекрасный день (точнее, в одну прекрасную ночь) в самом центре Москвы, на ул. Тимура Фрунзе; вдруг провалился целый корпус фабрики «Красная Роза». Многоэтажное здание аккуратненько так осело вниз, и два его этажа превратились из наземных в подземные. К счастью, цеха в момент аварии пустовали, так что ЧП обошлось без жертв. В газетах и по радио тогда об этой катастрофе не упоминали, но по Москве упорно циркулировали слухи: взрыв, вражеская диверсия... Позже этот случай взяли «на вооружение» некоторые специалисты по биоэнергетике, говоря о геопатогенных зонах, об энергетических разломах, один из которых якобы притаился прямо под злополучным корпусом... По словам Владислава Никифоровича, все гораздо проще. Как раз под фабрикой красная Роза прокладывали трассу «метро-2» и упустили плывун. Огромная масса песка вперемешку с водой прорвалась в забой и заполнила всю головную часть строящегося тоннеля, а там, откуда ушел этот плывун, образовалась подземная пустота, в которую и ухнул производственный корпус. Метрополитен специального назначения (он еще фигурирует в документах как «правительственный объект Д-6») предназначался для «поддержки и обеспечения работы ЦК КПСС». Поэтому юго-западный радиус спецподземки в нескольких местах снабдили так называемыми расширениями – бункерами. Как рассказал Владислав Никифорович, каждый из них представляет собой огромный – диаметром 9 метров – цилиндр, в нижней части которого проложена труба-тоннель для движения поездов «метро-2». Оставшееся свободное пространство занято техническими помещениями, складами... В верхнем сегменте цилиндра-бункера оборудовали жилую зону – рабочие кабинеты, комнаты отдыха, спальни, стены которых отделывали панелями из орехового дерева... и даже маленькие спортивные зальчики! – Когда работы на новом радиусе спецметро закончили, была устроена учебная тревога. Там, под землей, оставили всех нас – строителей, а кроме того, еще несколько человек: ученых, инженеров, военных. На 24 часа закрыли защитные герметические двери, включили установки автономного жизнеобеспечения... Главной задачей было проследить, нет ли воздушных «протечек». Вдоль всех стыков и швов мы копошились с зажженными свечками, определяя по их пламени, где притаился сквознячок. А перед официальной сдачей нашей линии «метро-2» высокому начальству из госбезопасности заставили рабочих наводить марафет. В тоннелях мы даже рельсы шкуркой надраивали до серебряного блеска! Владиславу Никифоровичу довелось потрудиться и на других подземных спецобъектах. Он строил огромный город-бункер, упрятанный на 200-метровую глубину под пустырем около жилого района Раменки и предназначенный для долговременного пребывания в случае атомной угрозы нескольких тысяч человек из высшего руководства страны. Были и работы «помельче»: – Возле высотки у Красных ворот мы оборудовали бункер для руководства МПС. Из этого убежища сделан переход на соседнюю линию метро. А во времена Хрущева неподалеку от Киевского вокзала подобные же защитные сооружения построили для Министерства связи... На этих бункерах я проработал три года. Сверху каждый из них накрыли мощным колпаком. Толщина такой бетонной «тарелки» – около 6 метров, а диаметр... Да, пожалуй, чуть поменьше купола Цирка на Цветном бульваре! Те колпаки, что возле Киевского, замаскировали: над ними надстроили «коробки» многоэтажных зданий. Даже зная о такой бутафории, догадаться, где же скрыт спецобъект, постороннему человеку практически невозможно. Да уж! В нашем славном государстве рабочих и крестьян здорово умели играть в прятки!.. Естественно, за счет этих самых рабочих и крестьян... Александр Добровольский «Московский комсомолец», 25 сентября 1999 г. |
|