Главная Журнал Справочник Галерея О проекте Форум
Назад: ПубликацииНазад: ЖурналНазад: Публикации

Исследование пассажирских потоков прошло успешно

Чего только не раздают теперь и в самом метро, и около его вестибюлей – проспекты, рекламки, приглашения на работу, сулящие если и не золотые горы, то, по крайней мере, зеленые. Все это, чаще всего, незаконно, делается в обход правил пользования метрополитеном и прочих нормативных актов.

Делается стихийно, самостийно. Более того, несмотря на то, что с нарушениями борются и метрополитеновцы, и работники правоохранительных органов, побороть нарушителей не так-то просто. Их много и они чрезвычайно активны.

И за всеми этими повседневными заботами позабылось уже, что было несколько очень важных мероприятий в истории самого Московскою метрополитена, когда каждому пассажиру специально дежурившие люди выдавали особые билеты. Какие? Теперь, вероятно, и не каждый москвич может вспомнить, какие это были акции, и что это были за билеты.

Разве что в Музее Московского метрополитена напомнят: связано это было со сплошным обследованием пассажиропотоков, и было таких сплошных обследований до сей поры девять – в 1938, 1946, 1954, 1959, 1964, 1968, 1973,1980 и 1986 годах.

Человек внимательный, проанализировав эту – не такую уж и короткую – строчку цифр, сможет кое о чем догадаться, поймет и зачем ставились такие эксперименты, и то, что они принесли полезного. Но мы не станем заниматься психологической практикой. Тем более, что есть люди в этом вопросе чрезвычайно компетентные – не какие-нибудь любители интеллектуальных загадок, а профессионалы высокого класса, метрополитеновцы с огромным стажем и опытом. И к тому же, 18 марта нынешнего года проходило еще одно обследование – десятое по счету.

Конечно, несмотря на круглую цифру, юбилейным назвать его нельзя, хотя бы уже потому, что это был не праздник, а строго спланированной и очень нужное с практической точки зрения мероприятие.

А вот в чем была его суть, какие задачи были поставлены, и каковы предварительные выводы, сделанные на основании такого обследования, пояснит специалист, человек, на плечи которою легла едва ли не основная тяжесть по подготовке и проведению этого мероприятия – начальник службы движения Московского метрополитена А.П. Парфенков.

Вот что он рассказал.

Да, сплошное обследование пассажиропотоков, проходившее 18 марта 1999 года, десятое за историю столичною метрополитена. Проводились такие обследования и ранее. Периодичность их 5-6 лет. Но, если обратить внимание на год, когда проводилось последнее по времени обследование, то нетрудно понять, что мероприятие подобного рода давно назрело.

В большом городе все меняется очень быстро. А уж за последние тринадцать лет – и говорить нечего! Появились новые районы строительств, новые маршруты автобусов и троллейбусов, открылись новые рынки. Стали строить многочисленные жилые массивы за кольцевой автодорогой. Да и другая причина – из-за того, что за городом сейчас рабочих мест, как правило, нет (или их очень мало), люди приезжают работать в столицу, а следовательно, пользуются метрополитеном.

Все перечисленное влияет на пассажиропотоки, которые чрезвычайно подвижны, изменчивы. За их изменчивостью надо следить, чтобы вовремя откорректировать, что нужно.

Ответ, почему между предпоследним и нынешним обследованием пролег такой большой срок, прост. Раньше деньги на такого рода обследования (а обходятся они вовсе не дешево) выделялись правительством Москвы. Сейчас с финансированием трудно. Но Московский метрополитен сам изыскал нужные деньги, потому что время для нового исследования давно настало. 

Ведь при подобных обследованиях изучается не просто количество пассажиров (и без особого изучения понятно, что оно год от году возрастает), изучаются именно пассажиропотоки – по всем станциям и вестибюлям;, изучается загрузка пересадочных узлов, эскалаторов, поездов, изучается дальность поездок пассажиров, изучается соотношение платных и бесплатных пассажиров, в том числе пенсионеров.

Если отмечать черты, которые отличают нынешнее мероприятие от предыдущих, следует сразу назвать несколько: во-первых, никогда еще в практике сплошных обследований пассажиропотоков не осуществлялась тройная проверка полученных данных.

В этот раз контроль осуществлялся при помощи специальных билетов, вручаемых пассажирам, счетчиков, имеющихся на каждом турникете, и при помощи функциональных возможностей автоматизированной системы оплаты проезда (АСОП). Такая методика позволяет получить наиболее объективные результаты обследования. Кроме того, это позволит проверить возможности АСОП по автоматизированному обследованию пассажиропотоков.

Но почему, собственно, выбран именно этот конкретный месяц, тем более, конкретный день? Или здесь присутствует элемент случайности? Вовсе нет. Все строго рассчитано и учтено. Март выбран потому, что в этом месяце – самые стабильные перевозки. Еще не начались летние отпуска, чувствуется истинная загруженность линий. А четверг выбран потому, что на этот день приходятся в семидневной неделе максимальные перевозки (думается, нет необходимости объяснять, почему понедельник и пятница, а тем более суббота и воскресенье не могут выступать в качестве объективного показателя). 

Обследование проходило на всех станциях – от момента открытия до момента закрытия станции на выход в город. Во внепиковое время обследование проходило каждые тридцать минут. Во время «пик», то есть от 7:00 до 10:00 и от 16:00 до 20:00 – через каждые пятнадцать минут. Тут следует напомнить, что все устройство метрополитена рассчитано на максимальный пассажиропоток, именно связанный с пятнадцатиминутным периодом. А слова «все устройство» включает в себя и автоматы, и кассы, и количество дверей и многое-многое другое.

Итак, цель поставлена: надо определить по каждой станции, по каждому выходу и входу – их загрузку. Сколько вошло и вышло пассажиров, в какое время их больше, а в какое меньше и т.д. Зная количество пассажиров, вошедших на станцию, можно легко определить загрузку каждого перегона. Исходя из этого, – загрузку пересадочных узлов. А зная все эти показатели, можно поставить любую задачу, связанную с работой метрополитена, и успешно ее решить. Как видим, в очередной раз подтверждается неопровержимый закон: все в метрополитене связано между собой, мелочей нет.

Также, очень важно установить, сколько пассажиров и каких категорий пользуются метрополитеном. Не секрет, что одних лишь проездных сейчас – более 75 видов. Так сколько же пассажиров платных, сколько бесплатных? Сколько пенсионеров? И на эти вопросы даст ответ обследование.

Для определения численности разных категорий пассажиров использовались специальные билеты, которые выдавали при входе. Платные пассажиры получали билеты с литерой «П», те, кто проходит ручной контроль, пользуясь разными удостоверениями, – билеты с литерой «Б», а пенсионерам вручали билеты с двумя литерами – «БП».

Всякого рода накладки с бумажными билетиками были практически исключены. И если некоторые – уж по какой там причине? – не брали билеты на входе, а кое-кто и не сдавал их (возможно, оставляя в качестве любопытного сувенира), к таким не сдавшим билет обязательно обращались контролеры, вооруженные блокнотами и вежливо, но настойчиво интересовались, с какой станции едет пассажир, что и помечали в своем блокноте.

Разумеется, встречались и натуральные хамы, хулиганы, норовившие сказать дерзость, глупо пошутить, но девяносто пять процентов пассажиров – люди, несомненно, порядочные. Они понимали важность проводимой акции, а потому всеми силами старались помочь метрополитеновцам.

Случались вещи и вовсе курьезные. Задумается человек, или, затиснутый в середину толпы, каким-то образом минует раздатчика билетиков, но тут же возвращается со смешной, на первый взгляд, просьбой: «Дайте билетик! Вы меня обделили!» На самом деле, ничего смешного тут нет. В такого рода мероприятии хотели принять участие многие, уже хотя бы потому, что от правильности выводов, сделанных на основании полученных данных, будут приняты меры, которые облегчат и сделают еще более приятным путешествие пассажира под землей.

Так это было, так это запомнят те, кто участвовал в мероприятии. И теперь следует сказать хотя бы несколько слов о том, кто же все наладил, провел, учел каждую мелочь. Ну, например, позаботился об этих самых билетах с особыми литерами.

Сразу следует отметить, что руководство метрополитена, подводя итоги обследования, особо оценило – мероприятие проведено хорошо. Конечно, основная нагрузка легла на плечи работников службы движения. Однако принимали участие не только они. Деятельно участвовал в разработке и подготовке, а также в контроле за прохождением обследования начальник Московского метрополитена Д.В. Гаев, помогало руководство всех смежных служб.

А еще участвовали путейцы, эскалаторщики, работники электродепо. Участвовал учебный центр (это было как бы особое боевое крещение!), дорпрофсож...

Окончательные результаты (те, на основании которых можно будет делать выводы) станут известны, вероятно, в мае. Тогда-то и будет выработан ряд мероприятий по оптимизации работы метрополитена, мероприятий, ради которых, собственно, и проводилось обследование.

Но уже сейчас можно сделать некоторые выводы. Например, такой: подобные исследования метрополитен сможет проводить и впредь. И дело даже не в том, что проводить успешно, а, главное, – проводить самостоятельно, полагаясь на свои собственные силы.

Уже одно то, что немалое количество билетов было напечатано всего за три недели, а на подготовку всего мероприятия ушел только месяц, не требует дополнительных комментариев. Четкости организации такого рода мероприятий у метрополитеновцев можно только поучиться (кстати, аналогичную акцию проводит и московская железная дорога).

А еще, в очередной раз, метрополитеновцы показали, что коллектив их слажен, а сами они работают дружно, четко, с полной самоотдачей. Попросту – артистично. И раз уж зашла речь об артистизме, то стоит напомнить, что в творческих коллективах, например, в съемочной группе, работающей над каким-нибудь фильмом, есть хорошая традиция.

Когда съемки кончаются и все прошло успешно, там не принято по отдельности хвалить актеров, операторов, костюмеров, осветителей. Там есть хорошее выражение, его-то и произносит режиссер, как бы подводя итоги съемкам. Он говорит фразу, состоящую лишь из двух слов, не делая различия между знаменитостями и теми, кто стоит за кадром, он говорит искренне и просто: «Спасибо – всем!» И это высшая похвала.

П. Евгеньев

Газета «Метро» (спецвыпуск для работников Московского метрополитена),

15.05.1999 г.