Главная Журнал Справочник Галерея О проекте Форум
Назад: ПубликацииНазад: ЖурналНазад: Публикации

Дирижёры на линии

Принято считать, что все профессии метрополитеновцев важны и необходимы. Но есть одна, которая стоит особняком – поездной диспетчер. Недавно я познакомилась с двумя ее представителями: Людмилой Владимировной Юртаевой и Татьяной Васильевной Федутиновой. У них одна профессия, одни задачи, обе преданы своей работе, любят ее, не мыслят себя вне ее. Наконец, обе были награждены знаками «За безаварийную работу». И в то же время они очень разные, эти две замечательные женщины. Коротко расскажу о каждой.

Людмила Владимировна Юртаева в службе движения трудится с 1975 года. Начинала оператором, затем закончила курсы в учебном центре метрополитена, по окончании которых до 1988 года работала дежурным станционного поста централизации на «Планерной». И вот уже более десяти лет поездной диспетчер, последние годы – старший. Вначале освоила Сокольническую и Кольцевую линии, или как у них, диспетчеров, принято называть – круги, затем остальные.

Работа, естественно, сменная. В смене два старших диспетчера, один находится в инженерном корпусе, второй – на улице Герцена. Через три месяца меняются. Так что профессиональными знаниями и навыками необходимо обладать в полном объеме. От диспетчера также требуется оперативность принятия решений в экстренных случаях.

Правда, за годы работы у Людмилы Владимировны не было из ряда вон выходящих случаев, все, как она говорит, повседневная работа. Но ведь именно в этой повседневности и раскрывается профессионализм человека. Он приобретается благодаря повседневной учебе, труду, наблюдениям и анализу всех случаев, произошедших на линии.

Говорится, что внешность бывает обманчива. Это в полной мере относится к поездным диспетчерам. Они собраны, находятся в постоянном напряжении, но если не присматриваться, покажется, что на своем рабочем месте даже расслаблены. Это обманчиво, чуть что – уже готовы принять на себя решение.

Людмила Владимировна Юртаева считается опытным и знающим специалистом. Конечно, стать профессионалом ей помогли, как это водится в службе движения. С благодарностью она называет Галину Петровну Лазареву, Ольгу Ивановну Мартынову. Их она считает своими учителями. А сейчас Юртаева уже сама обучает новичков.

Ее ученики работают на Филевской, Таганской, Калужской, Сокольнической и Кольцевой линиях. Кстати, чтобы освоить профессию поездного диспетчера, нужно вначале потрудиться на линии. Без этого никак не получится в должной мере освоить столь сложную и ответственную работу.

Я поинтересовалась у Людмилы Владимировны, какими еще качествами должен обладать человек, кроме уже названных, чтобы он смог соответствовать высоким требованиям этой профессии. В ответ услышала, что необходимо еще обладать усидчивостью.

Да, непросто стать хорошим поездным диспетчером. Тем более старшим. Он в ответе за тех, кто рядом. И не только за техническую учебу и инструктаж, но и за моральный климат в коллективе, за настроение и душевное состояние каждого.

Ну а где сама Людмила Владимировна черпает силы, у кого? И ответ прост: в одной смене с ней (спасибо руководству – пошли навстречу) работает муж Андрей Викторович Голосной. Тоже старший поездной диспетчер, только подменный. А еще есть шестнадцатилетний сын, который учится в 10 классе.

Зарядом бодрости и пополнением продуктовой корзины служат поездки на дачу в Жаворонках, которая досталась от родителей. Это и отдых, и труд. И еще одна немаловажная деталь: в минувшем году Людмила Владимировна закрыла более 300-х банок различных солении, варений... Одних огурцов банок сто. Как видим, она четко распределяет свое время не только на работе, заботясь об обеспечении безопасности перевозок пассажиров, но и вне ее, заботясь о хлебе насущном для семьи, точнее о витаминных добавках со своего огорода.

Она производит впечатление собранного и цельного человека. Очень серьезно относится к работе. Когда выходит из дома, уже выстраивает свои планы на смену, правда, ситуация может измениться в любую минуту...

Уже через несколько минут беседы с Татьяной Васильевной Федутиновой я сделала вывод, что эта женщина идет по жизни с улыбкой, добавлю – очаровательной улыбкой. Она приветлива и доброжелательна и очень выдержанна. Быстро сходится о людьми, с ней работать легко. А это немаловажно, ведь профессию поездного диспетчера считают тяжелой, а стрессовые ситуации могут возникнуть в любую минуту.

На диспетчерском участке Татьяна Васильевна трудится десять лет, приобретены опыт, профессиональные навыки. Считает, ей повезло, что оказалась здесь. А ведь было время, когда ее приглашала сюда, но она не соглашалась, раздумывала. Помог сделать выбор случай, точнее, технический прогресс: Горьковскую линию, на которой она трудилась, переводили на дистанционное управление.

В общем, работа ей нравится. Да, бывают сложные ситуации, бывают запарки. Случается, что после напряженной смены приходит домой, садится ужинать, а сама ногой под столом машинально педаль ищет. И только отдохнув, она уже сможет оценить минувшую ситуацию: оперативно ли она действовала, грамотно ли? Ведь в таких случаях интуиция немаловажна, но она основывается на опыте званиях, навыках. А о том, как она работает, свидетельствует недавняя награда.

Вот так трудится поездной диспетчер Федутинова, в прошлом электромеханик по противопожарной профилактике в международном аэропорту «Шереметьево-2». Но возникла необходимость перебраться поближе к дому, да чтобы зарплата была не меньше. Это было 15 лет назад.

Татьяна Васильевна не считает себя лидером, говоря, что она просто добросовестный исполнитель. А разве этого мало?

...Вот такие они разные, эти две женщины. Объединяет их общая забота об обеспечении безопасности пассажирских перевозок.

Н. Семёнова

Газета «Метро» (спецвыпуск для работников Московского метрополитена),

15.05.1999 г.