Главная Журнал Справочник Галерея О проекте Форум
Назад: ПубликацииНазад: ЖурналНазад: Публикации

Зачем нужна «Игла»?

Известно, что, например, солдат не носит с собой ничего лишнего. Только самое необходимое. Оружие. Горсточку личных вещей. Но бывают случаи, когда и оружия он не берет. И никаких личных вещей с ним нет. Но обязательно, в любой момент с ним, как бы вы думали, что? Иголка с ниткой. Вот ведь какая необходимая вещь!

И, тем не менее, иногда приходится слышать разговоры о том, что «Игла» не нужна. Об этом порой приходится слышать от машинистов. Но ведь «Игла» – это система автоматического обнаружения и тушения пожарив вагонов метро. Так справедливы ли эти обвинения, раздающиеся в адрес одной из самых современных систем, обеспечивающих безопасность транспортных артерий столицы?

Наверное, самое страшное на метрополитене – пожар. «Игла» призвана если не исключить, то свести к минимуму саму вероятность пожара. Необходимость в защите подвижною состава и пассажиров от пожара стояла всегда. Есть страшный пример пожара в замкнутом пространстве метро – это трагедия, произошедшая в свое время в Баку. Были и другие.

Нужно также учитывать, что отделка значительной части вагонов включает материалы, главные качества которых обеспечивают не противопожарную безопасность, а эксплуатационную надежность. Все горючие материалы – кроме дерева – выделяют целый «букет» опасных для человека веществ. Только перечисление этих факторов говорит о том, насколько опасен пожар и его последствия.

Вот поэтому впервые в истории России на Московском метрополитене в 1994 году было принято решение оснащать вагонный парк ОСП-1 – огнетушителем самосрабатывающим. С этого, собственно, и началась «Игла», хотя такого названия тогда еще не было.

Что это за огнетушитель ОСП-1? Он состоит из стеклянной колбы, в центре которой – порошок – многоцелевое огнетушащее средство.

Система «Игла» включает две подсистемы: обнаружение пожара и тушение. Важно и то, что система начинает действовать еще до того, как возник пожар. Прежде всего она отключает вагон, в котором только зарождается вероятность пожара.

За достаточно короткий срок «Игла» реально предотвратила несколько серьезных случаев. Возможные тяжелые последствия и длительные перерывы в движении были предотвращены. Вместо них внеплановое снятие состава с линии.

Конечно, это серьёзно отражается на качестве перевозки пассажиров, но самое главное – при использовании «Иглы» резко повышается уровень безопасности, что способствует выполнению главной задачи метрополитена – обеспечению бесперебойных перевозок пассажиров при полном соблюдении всех требований по безопасности. В решении этой задачи «Игла» – верный и надежный помощник.

Но и это еще не все. Система контролирует состав. Сегодня появилась система «Игла-2». Это та же «Игла», но снабженная компьютером с независимым источником питания. Она учитывает внештатные ситуации, контролирует, а полученные данные передает на головной компьютер автоматически.

А такие данные необходимы не только для того, чтобы обеспечивать безопасность пассажиров. Данные нужны и для анализа – какие узлы и по какой причине дают сбои, внушают опасение. Сейчас системой «Игла-2» оборудованы два состава в депо «Варшавское», идет отладка.

А есть еще и версия «Игла М». Она позволяет поставить термопару на каждую буксу и проводить постоянный контроль в процессе движения. На безопасности экономить нельзя. И это понимают все. Понимает и Московское правительство, которое финансирует проект, выделяя целевые деньги. Сейчас на эти средства оснащены «Иглой» 1800 вагонов. Эта работа продолжается.

Что сказать в заключение? Наверное, следует сказать об эффективности системы.

С начала установки до настоящего момента зарегистрировано 9 случаев, связанных с эффективностью срабатывания системы. Много это или мало? Если представить страшную возможность, что могла возникнуть ситуация, схожая с бакинской, это – очень много.

Так «лишняя» ли эта система и мешает ли она работать?

П. Евгеньев

Газета «Метро» (спецвыпуск для работников Московского метрополитена),

15.05.1999 г.