Главная Журнал Справочник Галерея О проекте Форум
Назад: ПубликацииНазад: ЖурналНазад: Публикации

Депо «Сокол» сегодня и завтра

Перед тем, как поведать о текущей жизни электродепо «Сокол», его начальник Вячеслав Николаевич Гаранин в первую очередь, вспомнил о тех, кто не годы, а многие десятилетия отдал родному депо, о тех, кто трудился не жалея сил и времени.

Это и Андрей Александрович Анфисов, и Екатерина Васильевна Донец, и Борис Абрамович Штерн, Илья Маркович Казаровец, Валентина Васильевна Петроченкова, Александра Васильевна Афанасьева, Людмила Семеновна Дмитриева, Татьяна Федоровна Семенюк, Александра Алексеевна Рогова, и особо назвал мой собеседник Николая Васильевича Кудряшова. с 1935 года связанного с московским метрополитеном.

Есть среди названных люди разных профессий – инженеры, оператор, машинисты и машинисты-инструкторы. Многих вспомнил. Вячеслав Николаевич, хотя и посетовал, что всех достойных того людей все равно упомянуть не получится, слишком долгим будет список.

Может быть, следует сказать несколько иначе: то хорошее, что есть в электродепо, дело рук разных людей, и ветеранов, и пришедших не так давно. А работать совсем непросто, ведь депо необычное, маленькое. И канав не хватает. И только 25 процентов подвижного состава остается на ночь в депо, а часть ночует в тоннелях. А о подвижном составе здесь заботятся в первую очередь.

Эксперимент начался лет семь назад. И начался он с уничтожения комплексных бригад. Такая форма работы, считает Вячеслав Николаевич (а теперь и не он один), форма неудачная, ибо труд каждого конкретного человека проконтролировать в комплексной бригаде практически невозможно.

В этом начальник электродепо твердо уверен, ведь он долгое время связан с ремонтом подвижного состава, сам начинал в эксплуатации, был инженером, был мастером, был и заместителем начальника депо по ремонту. Так что материалом для размышлений служил собственный опыт. Но не только собственный, Как-то ознакомился Вячеслав Николаевич с тем, как обслуживают принципиально иной вид транспорта – самолеты, и стало ясно: вот искомое. Индивидуальная ответственность. Два слова, а сколько в них смысла.

И появились в электродепо (не сразу, постепенно) уже не комплексные, а специализированные бригады. Бригада периодического ремонта, бригада текущего ремонта, бригада регулировки и наладки подвижного состава. Вагоны не просто осматривали и ремонтировали, их изучали. Выискивали вагоны с хроническими нарушениями, брали на особую заметку. Знание того, что может подвести, помогает оперативно выявить и устранить неисправность.

Появилось в депо самостоятельное отдельное подразделение осмотрщиков. Людей попытались освободить от прочих обязанностей и поставить перед ними основную цель. Подвижной состав осматривается и перед ремонтом, и после ремонта, все обнаруженные дефекты фиксируются.

Решили: главное – цех эксплуатации. И учитывая это, формировали подвижной состав. Назначили машинистов и помощников машинистов, закрепили за конкретными людьми конкретные вагоны. Машинист-инструктор принимает технику. И что же? Многие поняли, что так работать и удобнее, и продуктивнее. Порой и в свободное время приходят, делают, проверяют, отлаживают. Ведь это уже не просто безликая техника, а свое, часть жизни, сюда вложены собственные силы. Вагоны будто стали одушевленными существами.

Также, ежедневно в 10:00 происходит оперативный разбор происшедшего за последние сутки, Рассматривают, в частности, и рапорты машинистов. Результат очевиден. Уже третий год на индивидуальных собеседованиях, в которых участвует и начальник электродепо, ни ворчания машинистов, ни упреков с их стороны. И ремонтом они довольны.

Это касательно конкретных людей. А если говорить о задаче, стоящей перед коллективом, здесь, так сказать, генеральная тема – диагностирование подвижного состава. И не только лишь комплексная диагностика. Лабораторию для диагностики создали еще в восьмидесятые годы, создали в противовес решению главка о том, что проблемы диагностики будут изучаться вовсе не на Московском, а на Харьковском метрополитене. Опыт вышел удачным.

В настоящее время идет отработка по диагностированию цепей управления. Отработано несколько стендов для диагностирования электрического оборудования. И ряд вопросов исследован именно здесь, в депо «Сокол». Много хлопот доставляют короткие замыкания на незащищенном участке – от токоприемника до главного предохранителя?

Специалисты разработали систему обнаружения короткого замыкания. Уже подыскали и организацию из системы «оборонки», которая могла бы это делать. Ведь решается такая задача! Не выходя из кабины, машинист способен найти неисправность. И на что обычно уходит полтора часа, займет минут десять, от силы пятнадцать. Сделали два вагона, попробовали...

Начало перспективное, да трудности с финансированием помешали. Эту тему следует каким-то образом оживлять, снова уделять ей время. Кто-то, возможно, продолжит начатое, а перед коллективом депо стоят сейчас иные проблемы.

Требуется создать базу данных, где содержались бы сведения об отказах вагонов. Такая база данных – вещь неоценимая, техника-то привязана к людям, закреплена за ремонтниками и эксплуатационниками. И еще задача, совсем непростая, – определить твердую и неукоснительную последовательность, чтобы все знали, кто и в какой последовательности работает.

Сейчас это определено, исполнение проверяет дежурный по депо. Определена и система накладываемых взысканий – снимается 2 процента от премирования. Разумеется, если есть объективные причины, по которым что-то не вышло, дело иное, но тогда обязательно надо поставить в известность руководство, указать, что является помехой.

То, как сейчас налажена работа в депо, принципиально отличается от работы уже упомянутой комплексной бригады, которая обычно обслуживает весь состав, Почему, в противовес комплексной, не сделать бригаду специализированную? Ну, хотя бы, подъемка? Бригада будет работать на одной канаве, под руководством мастера и освобожденного бригадира, обслуживать определенный подвижной состав.

Ремонтирующие сдают на проверку отремонтированное другим. В бригаде регулировки трудятся технически очень грамотные специалисты, принимают сделанное. И не только имеют право приемки, но и право контроля, например, два человека специализируются на приемке по качеству электрооборудования. Молодцы, асы!

И появились в электродепо своеобразные «экраны» – листы, на которых учитывается все необходимое: время, тип работы, исполнитель. Заглянул в соответствующую графу, и сразу видишь, на какой стадии должно находиться в данный момент дело, кто и что должен был уже совершить. И потому легко в любой момент проверить действия каждого конкретного человека. И действия разных людей рассматриваются и по отдельности, и в комплексе.

Да и не только в ремонте кроется проблема. Скажем, произошел отказ, машинист-инструктор на линейном пункте записал этот отказ в журнале. Сведения о нем – что и как произошло – включается в экран отказа. И теперь на экране можно увидеть, сколько раз отказывал вагон, по какой причине. Одинаковые экраны висят на линейном пункте и у дежурного по депо.

Такова форма работы, все расписано, и расписано для любого. Да плюс у каждого дежурного по депо постоянная бригада, и нет обезличенности, есть конкретные люди. Работу человека легко проверить. С утра приходят ремонтники и тут же устремляются к экрану, сразу видно как и что. А что до показателей, когда они лучше, чем прежде, это хорошо. А вот хуже быть не должно.

Все ли принимают подобные новшества? Нет, не все. Но по большей части. А случается, постепенно человек доходит до понимания преимуществ новой формы работы, и даже собственные предложения вносит. И некоторые другие электродепо используют опыт «Сокола».

Самое важное – активизировать человеческую мысль, научить работать творчески. И нести конкретную, личную ответственность. А не нравится – либо подыскивай новую работу, либо вообще прощайся с коллективом. Остальные не должны страдать из-за чужих недоработок.

Да, здесь заботятся о технике. Вот тот же моторный участок. Что стоит – позаботиться заранее, например, о компрессоре. Раз в год снять, проточить, продорожить, прокрасить. Вроде несложно, а порча и пробои компрессоров снизились до единичных.

И одновременно здесь думают о людях. Если подходит такое слово, думают – впрок. Каждый вторник в депо проходит планерка, на которую уже привычно собираются деповчане. Начальник электродепо делает короткий доклад о том, что произошло за неделю, техотдел дает оперативку. А вопросы на планерке решаются самые разные, вплоть до получения спецовок.

Так что же, выходит, пробуй, экспериментируй, – в этом суть, тут кроется возможность успеха? Не перемудрить бы. И Вячеслав Николаевич Гаранин имеет на этот счет мнение твердое и безапелляционное: на метрополитене все продумано, существуют необходимые инструкции, только выполняй. А эксперименты лишь в тех пределах, что укладываются в рамки предписанного.

Вот, значит, какие люди трудятся там, где стоял когда-то дачный поселок и летали майские жуки. Да. техника в этих местах потеснила природу, но потеснила не напрасно. Поселок стал частью города, пролегли под землей стальные рельсы. Остались воспоминания о прошлом, и осталось свершенное, достигнутое, построенное. И существует, и растет дальше, и развивается уже не первый и не второй десяток лет.

П. Евгеньев

Газета «Метро» (спецвыпуск для работников Московского метрополитена),

15.05.1999 г.