Главная Журнал Справочник Галерея О проекте Форум
Назад: ПубликацииНазад: ЖурналНазад: Публикации

Простая история

Я увидела ее издали. Пожилая женщина шла торопливым шагом, а лицо озаряла улыбка. И все в ней говорило, что, несмотря на прожитые годы, есть еще силы и желание радоваться окружающему миру, а происходящее воспринимать по-философски спокойно, даже если... Впрочем, зачем о грустном. Ко мне навстречу пришла та, которую можно по праву назвать легендой Московского метрополитена. А зовут ее – Нина Николаевна Дучинская.

Судьба этой женщины удивительная, своеобразная, но в тоже время похожая на многие другие. Удачи и неудачи, радость и горе – все пришлось изведать за эти годы. Но это не сломило ее. Она по-прежнему доброжелательна и всегда готова прийти на помощь, не смотря ни на что. И для многих общение с ней – это как бальзам. Вот такой она замечательный неунывающий человек. Ветераны метрополитена, думаю, со мной согласны.

Но вернемся к истокам. В 1937 году Нина Николаевна закончила электромеханический институт инженеров транспорта. Кадровики метрополитена были нередкими гостями этого учебного заведения, они тщательно отбирали специалистов для работы на уникальном в те годы для России транспортном предприятии.

Дучинскую выбрали после ознакомления с ее дипломной работой, которую она защитила с отличием. Последовало приглашение, а затем и неординарное предложение об обучении на курсах машинистов. Даже в смелых мечтах было такое трудно представить. Женщина-машинист? Воспринималось это, как нечто из области фантастики.

Группа из 25 человек набиралась основательно, в нее вошли лишь те, кто уже получил высшее и среднетехническое образование. Это были специальные курсы – всем, окончившим их, предстояло работать в новом, пока еще строящемся электродепо «Сокол». Женщин оказалось немного. Да и это понятно – профессия машиниста была и остается мужской профессией.

Обучение было завершено в декабре 1937 года. Затем – практика в «Северном». С апреля 1938 года Нина Николаевна уже самостоятельно водила электропоезда на участках «Сокольники» – «Парк культуры» и «Сокольники» – «Смоленская». Уже в июне переведена в «Сокол». Вскоре предстояло открытие электродепо.

Молодые машинисты строящейся Горьковской линии занимались повышением своих технических знаний, знакомились с техникой, на которой предстояло работать, занимались в техническом кабинете. Причем, занятия проводили и сами машинисты. Не все конечно. Некоторые из них. В их числе и Дучинская. Ей было поручено проводить занятия по пневматическому оборудованию. Пришлось досконально изучить этот предмет, чтобы было о чем поведать своим коллегам. В общем учились серьезно. Необходимость в этом была еще и потому, что в «Северном» они водили поезда типа «А», здесь же пришлось осваивать новый тип «Б», а затем «Г». Но, как говорится, тяжело в ученье...

Перед открытием электродепо молодых машинистов распределили по составам. А дальше – работа.

Но не будем утверждать, что только работой была занята Нина Николаевна. В студенческие годы она познакомилась со своим сокурсником Павлом Андреевичем Бакулиным. Он тоже получил распределение на – Московский метрополитен. Только в ремонт. В «Сокол» они пришли уже женихом и невестой. Но недолгим было счастье молодых. Павла призвали в армию, на действительную службу. Вскоре началась война.

В декабре 1941 года Павел Бакулин пропал без вести. Он был храбрым воином, но после одного из сражений не вернулся из боя. Пропал без вести – это было страшно, но в то же время многие годы теплилась надежда, что он не погиб, что его раненого подобрали партизаны или добрая храбрая душа припрятала где-то и выхаживает...

Проходили годы, надежда таяла. Но и сейчас, спустя десятилетия, Нина Николаевна ведет беседы со своей первой любовью, оставаясь вдовой участника Великой Отечественной войны. Многие ухаживали за ней, и замуж звали, но не сложилось, живет одна. А имя Павла Адреевича Бакулина навечно вписано в историю метрополитена, оно значится на стеле на площадке электродепо «Сокол», в документах музея метрополитена...

Но вернемся к трудовым будням. 11 сентября Нина Николаевна повела поезда по новой Горьковской линии. Она не была первой, но – одной из первых. Дни сменялись друг за другом. То, что было новым, казалось привычным, обыденным. И в то же время как и вначале работали дружно, с каким-то особым настроем.

Так как депо было новым коллективом, здесь трудилось много молодежи, немало было сыграно и свадеб. Да и как не быть им – девушки выглядели в форме просто безупречно, словом, истинными красавицами, тщательно следили за собой. Нина Николаевна вспоминает, что внешнему виду метрополитеновца уделялось очень большое внимание. Она, как и многие ветераны, утверждают, что существовал особый стиль. Он проявлялся даже в том, как девушки носили свои форменные береты.

Особой гордостью переполняло девичьи сердца сознание того, что они работают наравне с мужчинами. Это было важно. И решение о создании первого женского комсомольского поезда встретили с особым энтузиазмом. Это историческое событие произошло в 1939 году. Тогда еще не предполагалось, что женские поезда станут вскоре обычным явлением. Нина Николаевна работала на этом составе сначала просто машинистом, затем стала старшим. Каждый трудовой год приносил опыт, а с ним приходил и авторитет.

Годы войны были особенно трудными. Как и все метрополитеновцы, Нина Николаевна не щадила сил и здоровья. Она не только отлично водила поезда, но и участвовала в проведении текущего ремонта подвижного состава. На машине трудились четыре женщины, каждая из них отвечала за определенный вид оборудования.

Сама же Дучинская, как старшая на составе, закрепила за собой самое сложное – ремонт механического оборудования и смену тормозных колодок. В особо трудных случаях на помощь приходили ремонтники. Их в депо было немного, и девушки без размышлений и разговоров засучив рукава... Проводилась профилактика и ремонт обычно в ночные часы. Так что спали мало, работали много, ждали победу.

Уже после войны, в 1946 году Нину Николаевну назначили на должность машиниста-инструктора, работала она в этой должности двадцать два года, до ухода на пенсию. То, что эта профессия сложная, наделенная особой ответственностью, требующая профессиональных знаний и умения руководить людьми и т.д. – знает каждый.

Всю меру ответственности за каждого в группе Нина Николаевна поняла в процессе работы. Она сумела сплотить коллектив. Группа дружно работала и дружно отдыхала. Коллективные походы в театры и на просмотры кинофильмов, поездки загород – были привычными. Причем во всех этих мероприятиях принимали участие члены семей.

У Нины Николаевны ее заменила группа и электродепо. Ее ценили, ее любили. Приведу весьма примечательный пример. Нину Николаевну, уже пенсионерку, ежегодно загород на дачу приглашал ее бывший сослуживец, машинист, когда его не стало, предложения стали поступать от жены, потом от их дочери, а сейчас уже внук звонит...

Жизнь продолжается. Хотя нередко вспоминается тот последний рабочий день в электродепо. Он вызывал сложные, противоречивые чувства. Казалось, что с изменением привычного уклада рушится все. Ведь что было за эти годы? Работа, работа, работа, освоение новой техники, открытие новых участков, шефство над молодыми, общественные дела, снова работа, а еще решение личных проблем членов группы... И вдруг ничего. Но Нина Николаевна всегда была сильной женщиной. Устроила прощальный вечер для своих сослуживцев и друзей. Была весела, гостеприимна. Народу собралось немало – вся группа из сорока человек плюс другие сослуживцы, а также друзья...

Изменилось многое, но не все. Остались друзья, электродепо «Сокол», о последнем до сих пор вспоминает с теплотой и громадной любовью. Правда, бывает там в последнее время очень редко – много времени утекло и знакомых лиц уже не видно. Тем не менее, на восьмидесятилетие, например, ветерана приехали поздравить 12 человек. Не забыли. Было очень приятно.

Немало лет прошло с того памятного последнего рабочего дня. Но Нина Николаевна не потеряла связи с предприятием, на котором прошла значительная часть ее жизни. И она активно работает в совете ветеранов и в музее истории метрополитена. И несмотря на возраст и различные ограничения, она по-прежнему уделяет большое внимание трем вещам: путешествиям, кино, театрам и фруктам (это ее слова).

Но если раньше она ездила по всему бывшему СССР, обожала море, была и заграницей, совершила круиз вокруг Европы, то сейчас ее путешествия ограничиваются парками Москвы и Подмосковьем. Она, например, нередко выезжает в Малаховку, чтобы ухаживать (!) за своей двоюродной сестрой. В кино и театрах бывает редко. И не оттого, что билеты дорогие, билеты ей предлагают в городском совете ветеранов – отказывается, сетует на возраст. И в тоже время оптимистически утверждает, что жизнь сейчас прекрасна, что хворобы – ерунда...

Вот такая простая история. Простая ли?..

Н. Ковалёва

Газета «Метро» (спецвыпуск для работников Московского метрополитена),

05.03.1999 г.