Главная Журнал Справочник Галерея О проекте Форум
Назад: ПубликацииНазад: ЖурналНазад: Публикации

На благо пассажиров

Московское метро невозможно представить без эскалаторов. Они привычны, воспринимаются как часть целого в организации перевозочного процесса и, более того, органично вписаны в архитектуру станций. И стоит лишь закрыть хотя бы одну машину на ремонт, как впечатление целостности, законченности восприятия исчезает. Необходимо упомянуть и о возникновении неудобств для пассажиров. Но неудобства – явления проходящие, а эскалаторы эксплуатируются на метрополитене шестьдесят три года. Время от времени им требуется не только ремонт, но и полная замена.

Об этом и шла речь в недавней беседе с главным инженером эскалаторной службы Владимиром Сергеевичем Глуховым. Он сообщил, что каждому эскалатору, задействованному на метрополитене, предопределен нормативный срок эксплуатации. Благодаря четкому выполнению технологического процесса ремонтно-ревизионных работ он может быть отодвинут на небольшой срок, но ни в коем случае не отменен. Речь идет о безопасности пассажиров, о надежности работы эскалаторов.

Итак, замена. Зависит она, как известно, от нормативных сроков эксплуатации. Он разный для различных типов эскалаторов. Например, норма эксплуатации тоннельного эскалатора определена в 50 лет. В начале шестидесятых на ряде станций были установлены поэтажные эскалаторы, которые подходили скорее для эксплуатации в крупных универмагах, чем на станциях метрополитена. И срок их эксплуатации говорит сам за себя – он не превышает 20-30 лет. И как тщательно не ухаживай за ними, повышая качество текущего обслуживания и своевременно заменяя изношенные детали, срок их эксплуатации увеличению не подлежит.

В 1984 году была разработана программа замены эскалаторов метрополитена. При этом составители ориентировались прежде всего на сроки эксплуатации. Также было принято решение о поэтапной замене морально устаревших типов эскалаторов.

Каждый эскалатор – уникальный механизм, а значит и подход к любому из них должен быть также уникальным. Об этом эксплуатационники тоже подумали. В общем, программу составили,утвердили и принялись за дело. Начали с «Варшавской» – там были установлены поэтажные эскалаторы, затем продолжились работы на станции «Охотный ряд», «Каширская», «Речной вокзал», «Водный стадион», «Автозаводская»...

Заменены эскалаторы южного вестибюля станции «Динамо», ведется подготовка, чтобы приступить к аналогичным работам на северном вестибюле. На «Павелецкой» Кольцевой линии заменены три эскалатора и еще на трех работа продолжается. За несколько часов до наступления нового года на ст. «Белорусская»-радиальная закончена замена всех эскалаторов Н-30 на более совершенный серийный тип ЭТ-ЗМ.

Впервые эта работа была выполнена за 9 месяцев, идет монтаж новых эскалаторов на «Новокузнецкой». Станция закрыта на вход и выход, пассажиры пользуются переходом на станцию «Третьяковская». И замену эскалаторов, и ремонт вестибюля здесь планируют закончить в первом квартале будущего года.

Назрела необходимость в ближайшее время приступить к работам по замене эскалаторов на «Маяковской». Это особая, уникальная станция, объявленная памятником архитектуры. Но эта станция имеет всего лишь один вестибюль. Здесь нет переходов – временного решения проблем. Поставлен вопрос о полном закрытии станции.

Наряду с заменой эскалатора здесь предполагается провести реставрационные работы самой «Маяковской». Такое задумано совершить впервые. Возможно, в скором времени станция будет остановлена. Детали и сроки обговариваются в московском правительстве. Дело в том, что замена эскалаторов и реконструкция вестибюля непосредственно завязана со всеми техническими устройствами и коммуникациями метрополитена, а также города.

И все это делается на благо пассажира. Вот поэтому – на смену морально устаревшим эскалаторам и отслужившим срок эксплуатации приходят более современные, модернизированные, а главное – более безопасные машины.

Все работы по замене эскалаторов выполняет коллектив СМУ-1 треста «Мосметрореконструкция», который призван решать именно эти задачи.

Н. Ковалёва

Газета «Метро» (спецвыпуск для работников Московского метрополитена),

05.03.1999 г.