Главная Журнал Справочник Галерея О проекте Форум
Назад: ПубликацииНазад: ЖурналНазад: Публикации

Метрострой и провалы

Недостроенные подземные тоннели серьёзно угрожают Москве. Ряд московских районов может подвергнуться широкомасштабным разрушениям. Реальную опасность для столицы таят ещё не до конца построенные, но уже фактически заброшенные тоннели и станции метро. 

Трещащий по швам асфальт, проваливающиеся под землю автомобили, паника на столичных улицах... Это не фрагмент сценарной заявки к очередному киноужасу. Москва действительно может оказаться на грани ощутимых разрушений. Причина банальна: на консервацию уже проложенных, но еще не введенных в эксплуатацию линий метро (о замораживании их строительства руководство метрополитена объявило буквально на днях) нет денег. 

В письме, отправленном на днях генеральным директором «Мосметростроя» Юрием Кошелевым на имя премьера Примакова, сообщается, что из заложенных в бюджет на 1998 год 800 млн. руб., предназначенных для строительства новых линий и зарплаты метростроевцам, было получено только 91 млн. В результате теперь уже ясно, что скорее всего будут сорваны сроки введения в эксплуатацию нового перегона «Пражская» – «Россошанская» и станции «Дубровка», которые планировалось запустить в следующем году. Впрочем, на этих объектах строительная деятельность ещё теплится. 

Однако записанные в постановлении правительства Москвы от 1994 года планы постройки к 2010 году 175 метрокилометров уже сейчас можно считать полностью проваленными. К началу 1998 года были готовы к пассажирским перевозкам лишь 43 километра. Новых свершений, по крайней мере в обозримом будущем, не предвидится. Зарплату сотрудники «Мосметростроя» не получают с февраля. Из 11,5 тыс. человек около 3 тыс. ещё недавно подрабатывали на реконструкции Московской кольцевой автодороги, а теперь надеются быть привлеченными к возведению Кутузовской транспортной развязки. Остальные пребывают в растерянности и неоплачиваемом отпуске. 

Впрочем, социально-бытовые проблемы метростроевцев могут показаться мелочью по сравнению с тем, что сулят фактически заброшенные наземные и подземные тоннели. «Я сейчас живу в постоянном страхе: как бы чего не случилось... Радио боюсь слушать, телевизор смотреть», – признался мне главный инженер «Мосметростроя» Борис Яцков.

Опасения технического руководителя, судя по всему, не напрасны. Взять, к примеру, недостроенный перегон между станциями «Чкаловская» и «Марьина роща» – почти 7 подземных километров. Давление ископаемых вод и грунтов на тоннель сдерживается здесь только временными и весьма хлипкими деревянными перекрытиями. Денег на то, чтобы возвести положенную по технологии железобетонную обкладку, у «Мосметростроя» нет. Не сегодня-завтра дерево сгниет. Мало того, несколько штолен недостроенной станции «Сретенский бульвар» находятся аккурат под действующими путями «Тургеневской» и «Чистых прудов»... 

Аналогичная аварийная ситуация может сложиться и на не доведённом участке «Строгино» – «Парк Победы», где рабочие успели пройти под землей около 2,5 километра, а также на перегонах, где строительство велось открытым способом: «Митино» – «Волоколамская» – «Строгино» (протяжённость около 8,5 километра), на ветках «Красногвардейская» – «Братеево» и «Пражская» – «Качалово» (по 2,5 километра каждая). Здесь, в непосредственной близости от жилых кварталов, выкопаны 20-метровые котлованы. Крепеж тот же, что и под землей, – временный, деревянный. Кто в такой ситуации поручится, что однажды здесь не случится оползень, чреватый разрушением окрестных домов? 


Справедливости ради стоит отметить, что точно с такими же проблемами сталкиваются сегодня и другие российские города – Санкт-Петербург, Челябинск, Новосибирск, Екатеринбург. Причём там ситуация с финансированием строительства метро даже хуже московской.

Дело в том, что еще в 1996 году федеральное правительство вообще отказало провинциальным метростроевцам в каких бы то ни было деньгах, переложив все затраты на местные бюджеты. Российским труженикам подземных магистралей в этой ситуации остается уповать на чудо и с завистью поглядывать в сторону, например, независимой Грузии.

Там, по сообщению агентства ИТАР-ТАСС, правительство, несмотря на переживаемые трудности, решило не прекращать строительство тбилисского метро и пообещало выделить 20 млн. лари на введение в эксплуатацию двух новых станций – «Бахтриони» и «Университетская» – в намеченные сроки. 

Впрочем, недостатка в обещаниях не испытывают и московские метростроевцы. После того как 1 октября они провели пикетирование Министерства финансов, с ними встретился заместитель министра Геннадий Петров. Он пообещал, что в ближайшее время «Мосметрострою» будет выделено 60 млн. руб. Однако этих денег хватит только на то, чтобы выплатить зарплату за март и половину апреля, а также закупить материалы для дальнейшего строительства перегона «Пражская» – «Качалово». Все остальное – вновь под большим вопросом. 

За не доведёнными тоннелями мы следим постоянно, по возможности меняем крепеж. Но ведь на закупку даже самых элементарных материалов, того же дерева, нужны деньги, а где их взять? Конечно, каких-то катаклизмов мы недопустим, – говорит главный инженер «Мосметростроя» Борис Яцков. Но как-то не очень уверенно.

Пётр Брантов

«Известия»,

13 октября 1998 г.