Главная Журнал Справочник Галерея О проекте Форум
Назад: ПубликацииНазад: ЖурналНазад: Публикации

Он сказал: «Проехали!» – и махнул рукой...

Чуть переделанные слова из популярной в прошлом песни, вынесенные в заголовок этого материала, с точностью отражают случай брака, допущенный машинистом одного из электродепо. Но о случае этом речь пойдёт ниже, пока же о другом. Пока о том, что правила технической эксплуатации и должностные обязанности накрепко связаны между собой.

О том, насколько связаны названные понятия, знают все. Знают, но, к сожалению, часто забывают. Отсюда и рождаются нарушения отдельными лицами, как правил технической эксплуатации метрополитенов, так и должностных обязанностей. И опять-таки, к сожалению, забывают о связи этих двух важнейших понятий не только отдельные работники, забывают и целые производственные подразделения. Так сложились дела в электродепо «Выхино».

Вот несколько красноречивых примеров. 25 декабря прошлого года, при производстве маневровых работ на парковых путях электродепо, сцепом из шести вагонов под управлением машиниста 3-го класса Бахмутова и помощника машиниста Леликова был допущен наезд на ворота 4-го деповского пути.

Произошло это так. Получив соответствующую команду, локомотивная бригада при подготовке состава к маневровым передвижениям, в нарушение «Правил технической эксплуатации метрополитенов Российской Федерации», а также своих должностных обязанностей, не произвела проверку работы пневматических тормозов.

Во время приемки состава машинист не обнаружил перекрытые краны тормозной магистрали между 6-м и 5-м вагонами. Когда же локомотивная бригада производила необходимые маневры, управление производилось из хвостовой кабины сцепа по сигналам помощника машиниста: тот находился у стоп-крана салона головного вагона.

Во время маневров, хотя помощник машиниста подал команду, машинист несвоевременно применил тормозные средства и не обеспечил обязательное требование – остановить состав за 25 метров перед воротами электродепо. Помощник машиниста скомандовал «стой» по маневровой радиосвязи лишь в непосредственной близости от ворот. Стоп-кран был открыт, тем не менее эти действия помощника машиниста не дали необходимого тормозного эффекта, ведь тормозная магистраль головного вагона не была заряжена.

Общеизвестно, атмосфера в коллективе, положительная ли, отрицательная – формируется под влиянием отдельных частностей. Как уже оказеню, в электродепо «Выхино» накопилось нарушений нe одно и не два, следовательно, как, ни печально – явление это не единичное.

Так, 2 января уже нынешнего года на составе под управлением машиниста без класса квалификации Нечаева было завезено в электродепо более полусотни пассажиров. Как установило расследование, поезд после прибытия на 1-й главный станционный путь станции «Выхино», согласно графику движения, должен был следовать на плановый отстой в электродепо.

Из-за потери контакта в цепи 32-го провода электроконтактной коробки автосцепки не открылись двери в четырех хвостовых вагонах. При этом машинист, нарушив пункты соответствующей инструкции, невнимательно наблюдал за высадкой пассажиров. Руководствуясь сигналом дежурной по станции, которая контролировала высадку только из первых четырех вагонов, машинист закрыл двери, при этом он не обратил внимания на сигналы, подаваемые второй дежурной по станции. Двери машинист не открыл, а привел состав в движение и проследовал в электродепо.

Однако и это не все. Вспомним строчки, ставшие заголовком материала. и убедимся: они полностью соответствуют произошедшему 2 января на станции «Полежаевская». Что же там произошло? Дежурная по станции доложила поездному диспетчеру, что поезд №287 2 маршрута проследовал станцию без остановки. Соответственно, пассажиры, едущие в поезде, не могли выйти из вагонов, а ожидающие на станции не могли сесть в поезд.

Дело в том, что управлявший поездом машинист без квалификации Комаров при следовании по перегону «Октябрьское поле» – «Полежаевская», после отключения тяговых двигателей, уснул. Когда же проснулся, то увидел прямо перед собой сигнальный знак «Остановка первого вагона» и понял: тормозить уже поздно. Машинист поездному диспетчеру о случившемся не доложил, по поездной радиосвязи на неоднократные вызовы ответил не сразу.

В данном случае должностная инструкция была нарушена. Хотя машинисту Комарову была предоставлена возможность для необходимого полноценного отдыха, он этой возможностью как следует не воспользовался и перед заступленном на работу хорошо не отдохнул. Ему были известны подобные случаи, имевшие место прежде, но машинист Комаров должных выводов для себя не сделал.

О чем свидетельствует все перечисленное выше? О том, что в электродепо «Выхино» плохо поставлена профилактическая работа по укреплению производственной дисциплины, предупреждению случаев нарушения работниками «Правил технической эксплуатации метрополитенов Российской Федерации».

Машинисты-инструкторы, в колоннах которых допущены упомянутые выше нарушения, не уделяют необходимого внимания воспитанию локомотивных бригад, привитию машинистам и помощникам машинистов чувства личной ответственности за обеспечение безопасности движения.

Во всех упомянутых выше случаях были нарушены правила технической эксплуатации и должностных обязанностей. А они связаны между собой накрепко, как две части единого целого: одно без другого не существует, одно влечет за собой другое. О такой связи все знают, но часто забывают о ней. А забывать бы не стоило, ведь отдельными частностями формируется атмосфера в коллективе. И отрицательная. И положительная. У кого как.

Когда верстался номер

По сообщению главного ревизора по безопасности движения Московского метрополитена В.В. Титова, 18 февраля в электродепо «Выхино» произошел аналогичный описанному случай повреждения ворот. И это в 20 градусный мороз! Сколько это вызвало неудобств в работе ремонтников? Как отразилось на качестве ТО-2, ТО-3?

П. Евгеньев

Газета «Метро» (спецвыпуск для работников Московского метрополитена),

05.03.1998 г.