Главная Журнал Справочник Галерея О проекте Форум
Назад: ПубликацииНазад: ЖурналНазад: Публикации

Главное – пассажир

Она просто испугалась. Сейчас, спустя 14 лет, трудно передать все чувства, которые она испытала в те мгновения, считанные минуты, Был один из первых рабочих дней в должности дежурного по станции Валентины Сергеевны Забневой. Тогда упал с платформы пассажир, как в последствии выяснилось, слепой. Уже и не вспомнится, почему он оказался и тот момент один у края платформы. Память зафиксировала другое: страх за пассажира на рельсах. Она бежала по платформе навстречу составу, выходящему из тоннеля. Бежала и кричала, поезд смог остановиться. Несчастья не произошло.

Она долго не могла прийти в себя, даже в какие-то минуты подумалось, что и профессию избрала ни ту, и в техническую школу зря пошла. Минуты слабости как пришли, так и ушли. Победила сила духа. Собрала волю в кулак и приказала себе: работай! Это твое.

Теперь уже ничто не сможет застать ее врасплох. Она смогла перебороть тот возникший страх. С каждым годом повышались профессиональные знания, накапливался опыт, И если к этому прибавить чувство ответственности и огромное трудолюбие, то станет ясно, что эта женщина как раз из тех, на ком держится наш Московский метрополитен.

По крайней мере, начальник станции «Александровский сад» Тамара Николаевна Земешко утверждает, что когда Забнева в смене, она может спать спокойно, на станции будет полный порядок.

Я уже упомянула об ответственности, трудолюбии. А откуда они? Отвечу на этот вопрос: из детства. Семья, в которой воспитывалась Валентина Сергеевна, была большой – двенадцать детей. Она была самая старшая. То есть первая мамина помощница. И как старшая чувствовала особую ответственность за своих младших братьев и сестер. А сейчас она чувствует особую ответственность за пассажиров. Считает, что на работе всегда нужно быть собранным и бдительным. Это и профессиональные знания необходимы каждому, кто занят обеспечением бесперебойных и безопасных перевозок пассажиров.

И хотя многотысячный коллектив Московского метрополитена делает все возможное, чтобы наше предприятие работало как часы, к сожалению, случаются и неполадки. Находясь на работе, Валентина Сергеевна обращает внимание на все, что ее окружает – от санитарного содержания станции до...того, как прибывает состав на станцию.

Такая скрупулезность позволила ей, например, в августе минувшего года при задымлении состава на станции организовать быструю эвакуацию пассажиров из поезда и обеспечить движение поездов без сбоя графика. А что касается случаев подобных тому, с чего я начала этот рассказ, то они, к сожалению, были.

Валентина Сергеевна хорошо помнит, как между платформой и дверью вагона провалилась маленькая девочка трех с половиной лет. Она ехала с бабушкой, которая была нагружена сверх меры – с большим рюкзаком и тележкой. Ребенку была предоставлена самостоятельность. А малышка была худенькой. Забнева мгновенно сориентировалась. Действия ее были четкими. Несчастья не произошло.

Пассажиропоток на станции «Александровский сад» большой. Валентина Сергеевна, находясь на платформе, постоянно разъясняет, что в ожидании электропоезда за ограничительную линию заступать нельзя. Но не все следуют этим советам. Особенно пьяные, которым, как известно, море по колено. Один такой провалился между вагонами.

На помощь ей, дежурной, прибежала локомотивная бригада. Все происходило быстро. Но пока приближалась подмога, она уговаривала нерадивого пассажира ни к чему не прикасаться. В ответ слышала... ну что об этом! Она была на работе и выполняла свой профессиональный долг. Как всегда, оказалась на высоте.

Но профессионалами сразу не становятся. Этого достигают шаг за шагом. И путь не всегда бывает легким. У Валентины Сергеевны Забневой он начался с прочтения объявления в метро. Это было в 1981 году. Обрадовалась. Работу в метро посчитала престижной и приняла решение. Правильным считала тогда, правильным считает и сейчас. Начинала с дежурного по приему и отправлению поездов. Затем училась.

Следующий этап – работа дежурного по станции. В профессию влюблена. Чувствует, что нужна на станции. Она из тех, кто считает, что не пассажир для метрополитена, а метрополитен для пассажира. И пассажиры платят ей взаимностью. На станции нередко можно услышать, как вечно спешащие москвичи приветствуют Валентину Сергеевну.

Н. Ковалёва

Газета «Метро» (спецвыпуск для работников Московского метрополитена),

05.03.1998 г.