Главная Журнал Справочник Галерея О проекте Форум
Назад: ПубликацииНазад: ЖурналНазад: Публикации

Подземелья класса люкс

Под нашими ногами – под асфальтом, под толщей земли – находится гигантский мертвый город, созданный для выживания. В его многоэтажных сооружениях – кондиционированный воздух, дорогие ковры на полах, электронные часы, с секундной точностью отмеряющие время, нетронутые листы бумаги на столах, чернильницы с высохшими чернилами, специальные отсеки с кроватями, застеленными чистым бельем... «Бомбоубежища в режиме консервации», – говорят военные. Вряд ли кто-то, кроме них, решится назвать бомбоубежищами эти подземные хоромы. 

Бомбоубежища для простых смертных, конечно, совсем другие. Подвалы под школами давно превращены в раздевалки при спортзалах, и от всевозможных катастроф детей должно защитить лишь хлипкое перекрытие да железная дверь. Бетонированная «нора», ведущая в глубь земляной насыпи, с воздухозаборником над ней – типовое бомбоубежище обычных жилых микрорайонов. Элитные дома, построенные в сталинское время, госучреждения, заводы, некоторые магазины соединены системой так называемых патерн – длинных подземных коридоров на пятиметровой глубине, ведущих собственно в бомбоубежища. 

Человек ростом метр семьдесят по этим коридорам может шагать широко и не пригибаясь – они совсем не похожи на узкие лазы, где проходят городские коммуникации. Патерны соединены небольшими каналами с водопроводными, канализационными колодцами, которые в случае завалов, разрушений будут служить запасными выходами. Теоретически можно из обычного люка попасть в патерну административного здания или завода и заложить взрывчатку. 

Но, надо сказать, никто еще не пользовался патернами в террористических целях. Другое дело – в меркантильных. Бывало, воры пробирались таким образом к складам крупных магазинов. Теперь во многих из них проходы в бомбоубежища замурованы. Если, не дай Бог, тревога или очередные особо тайные учения ФСБ – придется откапывать путь к бомбоубежищу. 

Рыть первые патерны начали еще до войны и активно продолжали до 1953-го – года смерти Сталина. Строили, как тогда полагалось, надежно: ни один переход до сих пор не разрушился. Схема их расположения секретна, полные ее карты есть только у МЧС. Особенно много подземных коридоров внутри холмов, на которых стоит Москва: у Таганки, Китай-города, под Воробьевыми горами. Всеохватывающая, разветвленная система патерн – это первый, верхний уровень подземных оборонительных сооружений нашего города. 

Второй их уровень стали делать после 53-го. Здания ЦК, КГБ, Министерства обороны врастали все глубже в землю – иногда этажей на пять. Денег не жалели. Офицеры, дежурившие в бомбоубежищах класса «люкс» уже в конце 70-х, до сих пор вспоминают роскошь, в которой руководство намеревалось пережидать «ядерную зиму». Об обслуге оно тоже не забывало: кресло дежурного офицера, сидевшего за секретным пультом связи, имело 6 степеней свободы и стоило 7 тыс. руб., что на тот момент равнялось цене машины «Москвич». Эти комфортабельные подземные сооружения, как в настоящем городе, соединены «улицами» и «переулками». Так, от Лубянки есть прямой подземный ход до Кремля, а тоннель, ведущий к нему от здания ЦК на Старой площади, так широк, что по нему можно проехать на машине. 

Но главный спецтранспорт под землей – не автомобили, а... метро. В чрезвычайной ситуации самые важные государственные персоны сядут в вагоны на вид совсем обычные. Они объединены по два, составляя мини-поезд, который обеспечен запасом кислорода и питания и может перемещаться автономно даже по обесточенным путям в полной темноте. Главное, чтобы пути были целы. 

Сколько всего таких спецпоездов? Вероятнее всего, около десятка. Для них не рыли особых тоннелей, разве что сделали несколько обходных путей и развязок. Зато построили специальные станции: под Кремлем, зданием Генштаба, под Белым домом. Случись что – и суперпоезд помчится по обычной колее метро. Его пропустят в первую очередь. Дежурный на центральном пульте обесточит участки, примыкающие к спецмаршруту. Его конечный пункт – одна из московских железнодорожных станций или один из аэродромов. Какие конкретно – до сих пор является строжайшей государственной тайной. 

Говорят, однажды случайный пассажир на станции «Арбатская» нечаянно толкнул неприметную дверь. Попал в темный коридор, пошел по нему, заблудился и вышел к спецпоезду, а навстречу ему – сам Королев... Что было с пассажиром и с тем, по чьему недосмотру оказалась незапертой заветная дверь, – история умалчивает. А возможно, это лишь байка, которую рассказывают новичкам стражи подземелий. Есть зоны, где хозяевами являются люди из МО, есть зоны ФСБ, есть свой уголочек и у МВД. Без команды высоких начальников этих ведомств постороннего к местам эвакуации пускать нельзя, будь он даже «чужой» министр. 

По мнению дежурного офицера подземелья полковника Роберта Быкова, максимальная готовность подземных сооружений к обороне была достигнута при Андропове. За несколько секунд и генерального секретаря, и всех чиновников, которых он пожелает взять с собой под землю для управления страной после ядерного удара, можно было доставить в убежища. Там они оставались бы до тех пор, пока уровень радиации на поверхности несколько снизится, потом доехали бы до железной дороги или до аэропорта – и за Урал. Страна бы без руководства не осталась. 

Под конец правления Хрущева опасность ядерной атаки казалась гораздо реальнее, чем сейчас. Тогда появились первые проекты третьего уровня подземных сооружений. Воплощать их в жизнь начали в начале 70-х. Вдобавок к спецметро был построен так называемый подземный монорельс. Первый его маршрут был коротким – от ЦК до Кремля. Но и теперь он составляет более 600-800 метров и проходит в основном под Кремлем и в непосредственной близости от него. 

Единственный рельс находится над одноместными кабинками, и все передвижное устройство напоминает некий аттракцион, только кабинки покомфортабельнее и передвигаются со скоростью 60-70 км/ч. А самые современные убежища, уходящие под землю на 8 – 10 этажей, по уровню комфорта вполне могли бы претендовать на пять звезд, с номерами уровня «президентский», но ведь и рассчитаны они не на кого-нибудь, а на первых лиц государства. 

Ходят слухи, что часть этих секретных сооружений не содержится должным образом и кое-где подземный город затоплен. На самом деле вода проникла в одну из патерн в Таганском холме. Второй и третий уровни оборонных сооружений невозможно разрушить прямым ядерным ударом – не то что затопить... 

Валерий Булдаков

«Аргументы и факты»,

1997 г.