Главная Журнал Справочник Галерея О проекте Форум
Назад: ПубликацииНазад: ЖурналНазад: Публикации

35 лет – начальник станции

В ноябре 1934 г. я окончила техникум, и меня направили на курсы по подготовке кадров для Московского метрополитена. Начала я работать дежурным по станции по посту централизации. Затем – на блок-посту станций «Парк культуры», «Площадь Свердлова», «Сокол» и депо Сокол. В ноябре 1941 г. была назначена начальником станции. Затем их было немало; «Киевская», «Площадь Свердлова», «Маяковская», «Автозаводская», «Войковская». 

В первые дни эксплуатации метрополитена мы не имели никакого опыта, но, несмотря на это, в упорном труде учились друг у друга и учили других, обеспечивая бесперебойную работу метро. В 1943 г. была открыта станция «Автозаводская». Ее называли комсомольско-молодежной. Я была назначена ее начальником. 

Шла война. Станция была отстроена еще не полностью. Не было поста централизации. Не включено ни одного светофора в тоннеле, поезда принимались и отправлялись по телефонограмме. Мы понимали всю ответственность, свой долг. 

Коллектив сложился дружный, сплоченный. Безупречно трудились на блок-посту Юркина, Сверко, Юрьева; дежурные по станции – Малова, Романова, оператор Лазарева и другие. 

Наша задача заключалась прежде всего в организации четкого и бесперебойного движения поездов, внимательного и культурного обслуживания пассажиров. Традиции метрополитена поддерживались большой и кропотливой работой всех категорий сотрудников. 

В 1950 г, я стала начальником станции «Площадь Свердлова», с 1963 по 1970 гг. возглавляла, кроме нее, еще и «Маяковскую». Придя сюда, я уже имела достаточный опыт. Начальник – это организатор всех подразделений служб, находящихся на данной станции, а также всего коллектива движенцев, неся ответственность за четкое выполнение своих служебных обязанностей. Мне предстояло в первую очередь сплотить коллектив, изучить техническую работу станции, которая была очень сложной с точки зрения ее эксплуатации. Необходимы были грамотные дежурные по блокпосту и по станции. «Площадь Свердлова» – центральная с тремя пересадочными узлами и двумя эскалаторными выходами. 

Я стремилась наладить контакт с работниками других служб – эскалаторщиками, сооруженцами, путейцами, СЦБ и связи. Дружно и сплоченно мы трудились со старшими ме­ханиками эскалаторов – Гришиным, Ивановым, СЦБ – Головановым, связи – Богомоловым, старшим дорожным мастером Титаревым и другими. 

Из-за больших потоков пассажиров эскалаторы работали с большой нагрузкой и приходилось регулировать их функционирование. Был согласован график, особенно в дни массовых перевозок пассажиров, спортивных игр на станции «Динамо». Трудно приходилось в послевоенные годы, когда поезда имели всего четыре вагона. Слаженности в работе коллектива добивалась тем, что регулярно раз в неделю проводились технические, а также практические аварийные занятия в ночное время с дежурными по станции, блок-посту и операторами. 

Ежедневно сотрудники приходили за 10-15 мин. до начала работы, выстраивались в линейку и дежурный по станции или начальник сообщали о результатах эксплуатации метрополитена и станции за истекшие сутки. Не секрет, что среди коллектива были и нарушители дисциплины, их поведение осуждалось в газете «Молния», отмечались и хорошие результаты. Так мы поднимали уровень качества нашей работы, воспитывали чувство ответственности за свои поступки и действие на рабочем месте. Этим приходилось заниматься ежедневно, ведь на станции трудились не только кадровые специалисты, имеющие значительный трудовой стаж, но и новички. 

Хочется отметить дежурных по посту центализации – Талакина, Короткова, Курдюмову, Кузьмину, Балашову, Осипову, дежурных по станции – Рогаткина, Земину, Семенова. 

Мы не только сплоченно работали, но и активно всем коллективом отдыхали в свои выходные дни. Незаменимым организатором в этом деле был дежурный по станции Семенов. Он устраивал туристические походы, выезд за город вместе с семьями. Благодаря этому мы стабильно занимали первые места в соревновании. 

Приходилось готовить и молодые кадры, помогать им осваивать технику метрополитена. Впоследствии многие из них заняли руководящие должности. 

35 лет – начальник станции и 40 лет на метрополитене. И невольно сегодня охватывает чувство гордости за свой труд. 

Находясь на заслуженном отдыхе, активно участвую в Совете ветеранов войны и труда Московского метрополитена. С открытием метро в других городах мы организовали группу кадровых работников и посетили Ленинград, Киев, Харьков, Тбилиси, Ереван, Баку, Ташкент, где делились своим опытом работы. Везде нас принимали душевно, очень интересовались достижениями на Московском метрополитене. 

Е. Букелева 

Журнал «Метро»,

№3-4, 1995 г.