Главная Журнал Справочник Галерея О проекте Форум
Назад: ПубликацииНазад: ЖурналНазад: Публикации

Праздничный концерт на «Маяковской»

Немало ярких фактов, эпизодов, связанных с днями Великой Отечественной войны, сохранила память бывшего военного коменданта Государственного академического Большого театра Союза ССР А.Т. Рыбина. Вот что рассказывал ветеран о праздновании 7 ноября 1941 года.

Осенью 1941 года на заставах ощетинились противотанковые ежи. Над Москвой повисли аэростаты воздушного заграждения, ночью они отчетливо видны при сбрасывании вражеских осветительных ракет и скрещивании лучей наших прожекторов. В последние дни октября враг интенсивно бомбил столицу. Грохот зенитной артиллерии, разрывы вражеских авиабомб с удесятеренной силой разносились в пустующем здании ГАБТа. Больно было смотреть на развалины фасадной стены – результат вражеской бомбежки 28 октября 1941 года. Прибыл с фронта корреспондент редакции газеты «Правда» М. Калашников, сфотографировал разрушенную часть стены. Прошли годы, все попытки разыскать этот снимок или пленку не увенчались успехом, а сам корреспондент погиб в бою у Сапун-горы под Севастополем.

6 ноября 1941 года в 2 часа ночи мне позвонил полковник Груздев. За ним раздался звонок по телефону из Моссовета. Просили привезти в метро, на станцию «Маяковская», сукно, необходимое для стола президиума торжественного заседания, утром проверить подготовку импровизированной сцены и оформления.

Все необходимое было доставлено в метро. В середине дня мы встретили на платформе председателя Всесоюзного комитета по делам искусств при СНК СССР М. Храпченко, диктора Всесоюзного радиокомитета Ю. Левитана, подполковника Потапова, каждый из них был озабочен подготовкой к торжественному заседанию. На импровизированной сцене шла репетиция хора. Солистка хора запевала романс «Что мне жить и тужить». Знакомая издавна мелодия как-то по-особому, глубоко проникала в душу. Необычность обстановки, акустика зала создавали приподнятое настроение. После репетиции рабочие Зала имени П.И. Чайковского установили на платформе 2.000 стульев, привезенных из разных залов и театров, оформили стол президиума. Он состоял из двухтумбовых канцелярских кабинетных столов, поставленных торцами друг к другу. Тем временем из Куйбышева вылетел «Дуглас», на борту которого находились народные артисты СССР И. Козловский и М. Михайлов.

Заседание было назначено на 19.00. За два часа до этого, словно стремясь помешать задуманному осуществиться, 250 вражеских самолетов двинулись к столице для нанесения массированного бомбового удара. Однако, встретив достойный отпор, фашистские асы потеряли 34 самолета и убрались восвояси, не достигнув цели. В 18.30 подземный дворец стал заполняться фронтовиками и рабочими столицы. «Из Спасских ворот, – вспоминает сотрудник для поручений Верховного Главнокомандующего полковник Н. Кириллин,– правительство проследовало по улице Горького до метро «Белорусская», где все спустились, сели в вагон, и против хода поезда, по левой стороне, прибыли на станцию метро «Маяковская». Поезд подошел, плавно остановился. Ровно в 19 часов председатель исполкома Московского Совета В. Пронин открыл заседание и предоставил слово для доклада о 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции И.В. Сталину.

Славная традиция праздничных заседаний и тогда не была нарушена. После официальной части состоялся концерт. На платформе мы встретили посланцев Большого театра. Тенор, укутанный шарфом, хмуро посматривал на окружающих. Бас, одетый в кожаное пальто нараспашку, стоял перед нами и говорил: «Вот и мы приехали невредимыми». Затем прибыли армейские ансамбли, которые мы разместили в вагоне на левом пути, а артисты ГАБТа заняли вагон справа, около импровизированной сцены. Правительство заняло места в первом ряду импровизированного партера.

В начале концерта прозвучала ария Сусанина «Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за родную Русь» в исполнении М. Михайлова. Затем сменивший его на сцене И. Козловский спел арию Ионтека из оперы «Галька». Дуэтом замечательные певцы исполнили «Моряков» Вильбоа. Сопровождал выступление концертмейстер Московской филармонии А. Макаров. Общее оживление и смех в исполнении дуэта вызвала шуточная песня «Яр хмель», И. Козловский с присущим ему блеском исполнил арию Петра из оперы «Наталка-Полтавка», затем под грохот аплодисментов снова появился на сцене и исполнил песенку Герцога из «Риголетто». После первого исполнения артист пожаловался на усталость. Но зал просил второго выхода. И он отправился на сцену еще раз петь знаменитую песенку. Последовали бурные аплодисменты и возгласы: «Браво, Иван Семенович!».

Тепло принял зал возвратившийся с фронта ансамбль НКВД СССР под руководством дирижера 3. Дунаевского. Звучали марши, народные мелодии, артисты балета ансамбля лихо исполнили украинский танец. В финале концерта перед зрителями появились артисты Краснознаменного ансамбля песни и пляски под художественным руководством профессора А. Александрова.

Более сорока лет назад состоялся этот неповторимый концерт. Многое стерлось в памяти, но навсегда запомнилась солистка, так задушевно, трогательно певшая романс Варламова «Что мне жить и тужить». Долго не удавалось установить ее имя. После долгих поисков наконец удача. Бывший начальник ансамбля НКВД Б. Тимофеев назвал ее имя. Это солистка ансамбля Евдокия Сопегина. Ее чистый, красивый голос тогда словно внушал уверенность в Победе. Каждое слово, каждая песня, каждая нота, прозвучавшая в тот вечер на «Маяковской», убеждали в одном: мы выстоим, мы победим!

«Cоветская культура»,

середина 80-х годов.