Генплан-90
о развитии метро
Ускорить
развитие единой системы скоростного внеуличного движения, и в
первую очередь метрополитена
...Особенно большие трудности сложились в метро. Сейчас оно
подошло к пределу своих возможностей. Ежедневно там перевозится
более 8 млн. пассажиров, это 30 процентов в общей доле городского
транспорта. Практически все центральные станции, а также их выходы
на сегодня перегружены. Свыше 2 млн. москвичей проживают в районах,
где нет метро. В сравнении с потребностями, дефицит линий сейчас
составляет около 60 км.
В соответствии с данным Генпланом определено развитие новых
районов за пределами МКАД, где будут проживать примерно 1,3 млн.
человек. Такое расселение приведет к тому, что средняя дальность
поездки от дома до работы вырастет до 14-15 км. За год городской
транспорт перевозит более 9,3 млрд. пассажиров, и для того чтобы
добраться от дома на работу, москвич в среднем тратит около часа.
В последствии это время намечается сократить.
Предусматривается создать качественно новую систему метрополитена
со станциями на 10 вагонов, обеспечивающего высокую скорость и
комфорт. Эта система представляет из себя четыре хордовые линии,
обходящие Центр на расстоянии одного-двух перегонов от Кольцевой
линии и ведущие в новые районы за пределами МКАД, а также аэропорты.
Также в проекте запланировано большое кольцо метрополитена, проложенное
через центры периферийных районов города. Протяженность этих линий
должна достигнуть 320 километров.
Формирование существующей системы метро завершится за счет строительства
Люблинско-Дмитровской линии и продолжения существующих линий.
Все существующие линии, построенные до 1970 года, предстоит
реконструировать: провести модернизацию технических систем, и
построить новые выходы на действующих станциях. Помимо этого,
будет осуществляться строительство новых электродепо, а также
ремзаводов и других объектов.
Начать осуществление этих проектов планируется с 1991 года.
До 2010 года проектом предусмотрено:
1. Строительство 150 км хордовых линий, в т.ч. линий Митино
– Бутово и Новоподрезково – Жулебино, а также центральных участков
линий Солнцево – Мытищи и Теплый Стан – Балашиха. Эти линии должны
обеспечить транспортом практически все новые и существующие районы,
а также разгрузить перегруженные линии и снизить нагрузки на центр
города.
2. Строительство 65 км радиальных линий, в т.ч. участков Люблинской,
Дмитровской (Люблинская линия от «Достоевской»), Тимирязевской
(от «Савеловской»), Рижской (от «Медведково»), Калининской (от
«Новогиреево»), Серпуховской (от «Пражской»), Фрунзенской (от
«Юго-Западной»).
3. Строительство 12 дополнительных выходов, в т.ч. на станциях:
«Маяковской», «Белорусской» (радиальной), «Комсомольской» (кольцевой),
«Павелецкой» (кольцевой), «Парк культуры» (кольцевой), «Арбатской»
(Филевской линии), «Киевской» (кольцевой), «Электрозаводской»,
«Авиамоторной», «Щербаковской» (ныне «Алексеевская»), «Семеновской»,
«Колхозной» (ныне «Сухаревская»).
4. Строительство 6 станций в пределах действующих линий, в т.ч.:
«Хмельницкая» (между «Курской» и «Площадью Революции» с переходом
на ст. «Китай-город»), «Площадь Коммуны» (имеется в виду ст. «Суворовская
площадь»), «Волоколамская», (станция, находящаяся под Тушинским
аэродромом и видная при проезде перегона «Щукинская» – «Тушинская»,
подробнее), «Кожуховская» (имеется в виду планируемая станция
на съезде с Нагатинского метромоста перед «Коломенской»).
4. Реконструкция Таганско-Краснопресненской, Калужско-Рижской,
Кировско-Фрунзенской (ныне Сокольнической), Калининской, Арбатско-Покровской,
Филевской и Кольцевой линий.
5. Строительство 14 электродепо, в том числе 11 для эксплуатации
новых линий и 3 для действующих (ныне построено два: «Черкизово»
и «Владыкино». Третье – это, видимо, либо в Челобитьево на Калужско-Рижской
линии после ст. «Медведково», либо в Братеево).
Для реализации этого плана необходимо довести темп метростроения
до 50-55 км за пятилетку.
Намечены большие работы по дальнейшему развитию железных дорог.
Из центральной части Москвы планируется вывести часть сортировочных
грузовых станций.
Предлагается строительство южного пассажирского комплекса с
вокзалом в Бутово и реконструкция существующих городских вокзалов.
В наземном пассажирском транспорте наиболее активно будет развиваться
троллейбус. Парк подвижного состава предстоит увеличивать в основном
за счет сдвоенных троллейбусов, автобусов, трамваев.
Помимо этого, будут появляться новые виды транспорта. В частности,
транспорт на магнитной подвеске. В первую очередь этот экологически
чистый транспорт свяжет Москву с аэропортами. В дальнейшем эти
линии могут быть продолжены в крупные города Подмосковья и зоны
отдыха.
(В сокращении и с поправкой на современный речевой стиль).
«Московская правда»,
13
апреля 1989 г.