Главная Журнал Справочник Галерея О проекте Форум
Назад: ПубликацииНазад: ЖурналНазад: Публикации

Мастерство измеряется секундами

Делегат XVII городской межсоюзной конференции профсоюзов

Когда на метрополитене нарушается график движения поездов, на станциях скапливаются пассажиры, останавливаются в тоннелях вагоны, пульс метро начинает давать сбои. Поэтому обязанность машиниста соблюдать график – самая главная, в этом, пожалуй, и концентрируется все его умение, опыт, мастерство.

Один из тех, кто закончил прошлый год с оценкой «отлично» и столь же успешно начал новый, – машинист депо «Красная Пресня» Игорь Николаевич Чернышев. В его активе – стопроцентное выполнение графика движения поездов, высокое качество обслуживания пассажиров.

...Поворот. Еще поворот. И вот на стене тоннеля погас последний лучик дневного света. Остался позади морозный и солнечный январский день. Медленно, осторожно, как бы крадучись, притормаживая у светофоров, поезд спускался под землю. Еще мгновение – и яркий свет прожекторов, установленных на кабине, разгонит темноту.

И с первым пассажиром, спешащим занять место в пока еще пустом поезде, становится еще более осязаемым чувство ответственности. И чувство это, пожалуй, – самое главное в работе машиниста. Ответственность. Некоторые видят за этим словом что-то угрожающее. Но ведь есть а нем совсем иной смысл. Только работа с высокой ответственностью, сознанием того, что твой труд жизненно необходим людям, дает моральное удовлетворение.

Все это: четкая, почти военная дисциплина, ощущение особой значимости на рабочем месте и выиграли решающую роль, когда перед И. Н. Чернышевым встал вопрос о выборе профессии.

Тогда, в 1970 году, в метрополитене еще существовало неписаное правило. За человека, который хочет стать машинистом, должен был поручиться кто-нибудь из старых работников. Таким «поручителем» за только что демобилизованного из армии молодого Игоря Чернышева, у которого поблескивала на груди боевая медаль «За отвагу», стал старый машинист депо «Kpacная Пресня» С. Н. Нечаев. И он не ошибся. С первых дней в коллективе почувствовали, какая железная рабочая хватка у паренька. Не жалея сил, не считаясь со временем, осваивал Игорь новую специальность. Не скупился и на помощь товарищам. Наверное, поэтому его, в общем-то еще нового в коллективе человека избрали машинисты председателем цехового профсоюзного комитета.

Прибавилось у вчерашнего солдата работы, но он не унывал, а выполнял ее с энергией, которой ему, теперь уже машинисту первого класса, кавалеру, ордена Дружбы народов, ударнику коммунистического труда, занесенному в Книгу почета метрополитена, не занимать и сегодня. Предельно добросовестное отношение к делу остается правилом как для машиниста Чернышева, так и для Чернышева – председателя цехового профсоюзного комитета. Он требователен и к себе, и к товарищам, открыто критикует, если есть в этом нужда, руководство.

Никто не звал его на профсоюзное собрание ремонтного цеха, когда несколько слесарей отказались принимать пункт социалистических обязательств о коллективной ответственности за качество ремонта. Никто не просил выступать и убеждать. Но он пришел, выступил. И говорил вроде бы те же слова о пользе дела, о рабочей гордости, а подействовало. Видимо, хорошо чувствуют люди, что на такие слова у Чернышева есть полное моральное право, видят, как душой болеет за дело, не разделяя его на свое и чужое. Достается от него нарушителям крепко, но вот ведь чудеса – никто не обижается.

На вопрос о том, что его больше всего волнует сегодня, И.Н. Чернышев отвечает так:

– Будущее метрополитена. Каким он будет через пять, десять лет? Какими будут люди, которые поведут по тоннелям составы? Хотелось бы, чтобы это были надежные и образованные парни. А для этого нужно увлечь молодежь нашей работой. Несмотря на то, что двери метрополитена открыты 18 часов в сутки, устроить «день открытых дверей» никак не получается. И о нашей работе по-настоящему знают немногие.

...Подъем, спуск. Станция, тоннель. Вроде все одно и то же. И пассажиры в спешке и суете даже и не задумываются о машинистах, которые их везут. И Игорь Николаевич считает, что это хорошо:

– Не задумываются – значит верят в наше мастерство.

С. Борисов

Фото А. Володина

1987 г.