Главная Журнал Справочник Галерея О проекте Форум
Назад: ПубликацииНазад: ЖурналНазад: Публикации

Полигон для метро

На экспериментальном кольце НИИ железнодорожного транспорта решено создать полигон для испытаний техники, обслуживающей метрополитены страны.

...С пульта управления диспетчер дал команду трогаться, и по зигзагообразной трассе состав из восьми вагонов двинулся в путь. Вернее, помчался: ведь скорость для поезда метро небывалая – 130 километров в час! Позади оказались километровый тоннель, крытая галерея полигона. Наконец остановка. Спустя немного времени поезд снова в дороге. Пока шел этот экспериментальный рейс, ученые ВНИИЖТа с помощью особых приборов определяли пропускную способность поездов на линии за единицу времени, комфортабельность вагонов, надежность работы технологических участков пути.

Признаться, мы заглянули в будущее метрополитена, представив, что полигон длиной в пять с половиной километров уже сооружен. Без полигона обойтись сложно уже сегодня. Слишком мало ночное «окошко» во времени, открывающееся на рабочих линиях. Но и оно выкраивается с трудом. Ночь в метро расписана по часам – возвращение состава в депо, профилактический осмотр или ремонт, выход на линию ранним утром. А на сложные опыты и проверки конструкторам института нужны не часы – годы. Ведь с каждым годом возрастают требования к технике, обслуживающей метро.

Каким будет подвижной состав в 2000 году, какие климатические нагрузки допустимы на рельсы в условиях, скажем, Новосибирска или Алма-Аты – на многие вопросы ответят комплексные испытания на уникальном полигоне. Кстати, сама трасса будет достаточно сложной.

– В будущем столице понадобятся скоростные линии на метрополитене. Поезда типа «город – пригород» будут доставлять пассажиров в центр города, – говорит начальник отделения метрополитенов ВНИИЖТа А.Н. Глонти.

Однако ввод в действие нескольких скоростных линий – только часть большой задачи. Чтобы равномернее распределить огромные потоки пассажиров московского метро на самых напряженных участках – особенно станции в центре и на кольце, – нужно увеличить пропускную способность линий до 50 поездов в час.

Поэтому и будут на полигоне испытывать скоростные возможности поездов. Несколько дополнительных рейсов сверхскоростных экспрессов метро позволят довести интервал между пассажирскими составами до 75 секунд. Кроме того, полигон станет рабочим адресом для новейших устройств автоблокировки, энергосистем, АСУ, каналов связи.

Так, производственную проверку на экспериментальном кольце должен пройти оригинальный эскалатор с переменной скоростью движения. Принцип действия прост и экономичен – в часы пик двигаться быстрее, в другое время в замедленном темпе. А.Н. Глонти поделился интересным проектом: применить на Московском метрополитене телемониторы. Идея очень интересна. Воплощение ее высвободит труд многих работников метрополитена. И здесь первое рабочее слово – за полигоном.

...На запасном пути в столичном депо «Измайлово» несколько лет назад рабочие установили поезд метро, который в 1935 году первым открыл путь по Кировской линии. Тогда она была единственной. Поезд стал реликвией, музеем на колесах. Сегодня московский подземный город – это свыше 180 километров пути, тысячи составов и технических средств. А самые новые из них будут опробованы на экспериментальном кольце. Здесь наберут силу и скорость голубые экспрессы будущего.

А. Амирханян,

«Московская правда»

1985 г.