Главная Журнал Справочник Галерея О проекте Форум
Назад: ПубликацииНазад: ЖурналНазад: Публикации

Прага: станция «Московская»

У пражан – радостное, приподнятое настроение, какое бывает, пожалуй, в праздник. А праздник этот наступил, и виновником торжества стал интернациональный советско-чехословацкий коллектив метростроителей. Они сдержали слово и досрочно, к 68-й годовщине Великого Октября, соорудили подземную станцию «Московская», а с нею и еще шесть станций нового девятикилометрового радиуса столичного метрополитена.

На церемонии открытия нового радиуса метро присутствовали Генеральный секретарь ЦК КПЧ, президент ЧССР Г. Гусак, другие руководители ЧССР, советская делегация во главе с заместителем Председателя Совета Министров СССР В.Э. Дымшицем, делегация Москвы во главе с секретарем МГК КПСС Л.А. Борисовым.

Выступивший на церемонии член Президиума ЦК КПЧ, первый секретарь Пражского горкома КПЧ А. Калек отметил, что метро с первых дней строительства стало важным объектом чехословацко-советского сотрудничества. Символами братского взаимодействия будут станции «Московская» в Праге и «Пражская» в Москве. Они открывают новый этап, новую форму сотрудничества двух стран.

Глава советской делегации передал жителям Праги, трудящимся ЧССР сердечный привет от ЦК КПСС, его Генерального секретаря М.С. Горбачева, пожелания новых успехов в социалистическом строительстве. Братское сотрудничество чехословацких и советских организаций в строительстве пражского метрополитена стало ярким примером социалистического интернационализма, отметил В.Э. Дымшиц.

У пражского метро – короткая биография. Посудите сами: что такое 11 лет для города, где стены древних храмов, мостовые, дома хранят память о давно минувших столетиях. Но вместе с тем совершенно справедливо «жемчужину зодчества» на Влтаве называют юным городом. И если средневековый собор святого Вита – величественный памятник далекого прошлого, то столичная «подземка» – прекрасный символ настоящего и будущего Праги. Именно будущего, потому что пражскому метро еще расти и расти.

Только что приняла первых пассажиров новая трасса «Б». Она связала густонаселенный промышленный район Смихов с центром города и протянулась еще дальше, к главному автобусному вокзалу «Флоренц». Новая трасса отличается от двух уже действующих не только своим внешним видом. Одна из станций этого радиуса носит имя советской столицы – «Московская».

Ровно год назад, когда мы пробирались через хитросплетения железобетонных конструкций, лавировали между кучами песка и гравия, трудно было представить на месте кипящей стройки прекрасный метродворец. Для этого надо было обладать воображением и знаниями Владимира Ефимова – нашего добровольного гида, сотрудника московского института «Метрогипротранс». Работа в Праге для этого молодого архитектора – настоящее «боевое крещение». Человек увлеченный, он неизменно начинал наши экскурсии заманчивым приглашением в недалекое будущее. И вот оно перед нами. Мы идем по перрону с последним, уже символическим, обходом, поднимаемся по эскалатору, долго стоим в вестибюле, смотрим и не можем насмотреться – красиво. А мимо спешат люди – по делам, в гости, за покупками. Станция работает.

Мастер провел ладонью по камню. Как будто не доверяя глазу, задержал руку на его поверхности и, видимо, остался доволен, поняв по одному ему доступным секретам, что работа сделана хорошо. Гранитчик Евгений Дмитриевич Мартынов четверть века украшает подземные дворцы. В его рабочей биографии – все радиальные станции Московского метрополитена. И не только московского. Своды, стены, полы многих метровокзалов Ленинграда, Киева, Еревана – дело рук его бригады. Поэтому, когда решался вопрос, кого послать в Прагу на архитектурно-отделочные работы на станции «Московская», сразу вспомнили о Мартынове.

– Станция у нас получилась «легкая», хотя на ее отделку пошло восемь тысяч квадратных метров природного камня. Замечу – лучших пород, – говорит Евгений Дмитриевич. – Гранит мы получали из Карелии, мрамор – с Урала и из Забайкалья.

Итак, какой «Московская» предстала перед пражанами? Прежде всего она «несет» композиционные элементы, характерные для метрополитена советской столицы. Все три объекта станционного комплекса – два вестибюля и платформенный участок – составляют единое тематическое целое. В северном вестибюле пассажиров встречает панно с историке – революционными доминантами Москвы. На нем – Красная площадь, проспект Калинина, Большой театр, скульптура рабочего и колхозницы. Гигантская мозаичная картина длиной сорок и высотой пять метров хорошо просматривается сквозь витраж с близлежащей улицы.

Два цвета главенствуют на станции. Красный олицетворяет революционные традиции советской столицы, белый – символ белокаменной Москвы, ее исторического прошлого. Прав Е. Д. Мартынов. «Московская» – «легкая» станция. Эту легкость ей придают анфилады пилонов, высокие своды и мозаичное панно.

Станция удачно вписывается в пейзаж улицы. Ее окружает уютный сквер. Рядом располагается торговый центр, а в самом вестибюле – специализированный магазин «Чайка», где можно купить советские товары широкого потребления.

Е.Д. Мартынов с большим уважением отзывается о чехословацких метростроителях.

– Строят они на совесть, красиво и с любовью, – говорит он, – а в умении и мастерстве пражан мы имели возможность убедиться. Высокий темп работ нашей бригады – во многом результат отлично организованной доставки облицовочных материалов, раствора. Бригадирствую я уже пятнадцать лет, а вот интернациональный коллектив пришлось возглавлять впервые именно на этой стройке. При желании, наверное, можно подсчитать и экономический эффект от такого сотрудничества. Но чем измерить товарищескую взаимовыручку, дружеский совет? Здесь мы были среди друзей. И это тоже определяло рабочий настрой.

Бригадир интернационального коллектива строителей с чехословацкой стороны Франтишек Станек с мнением своего советского коллеги полностью согласен.

– Для меня это была настоящая школа высочайшего профессионального мастерства, где поясностью раскрылся глубокий смысл творческого сотрудничества, интернациональной спайки и крепкой рабочей дружбы, – говорит он. – Работали вместе по единому графику, по единым обязательствам, чтобы досрочно выполнить совместные социалистические обязательства. И то, что на месяц раньше срока справились с ними, – большая заслуга всего интернационального коллектива строителей. Спасибо москвичам!

Обнялись бригадиры, счастливые и гордые. И вот уже звучат знакомые слова: «Посадка закончена. Двери закрываются». Мягко трогается от платформы, стремительно набирает скорость экспресс. Впереди у него 9 километров трассы, семь станций. С пуском линии «Б» пражское метро берет на себя 25 процентов пассажирских перевозок города, а его протяженность достигла 30 километров. Это тоже своеобразный рубеж, за которым новые горизонты. Ведь строительство продолжается. К новому веку сеть подземных магистралей столичной «подземки» увеличится ровно вдвое.

В. Ржевский, В. Ярошевский,

корр. ТАСС – специально для «Московской правды».

3 ноября 1985 г.