Главная Журнал Справочник Галерея О проекте Форум
Назад: ПубликацииНазад: ЖурналНазад: Публикации

Завтрашний день Московского метро

Вот уже более пятидесяти лет московские метростроители сооружают подземные магистрали в столице. За эти годы проложено свыше 200 километров линий для голубых экспрессов, построено 125 станций. А каким будет завтра московского метро?

Об этом нашему корреспонденту рассказывает начальник московского Метростроя Н. Простов:

– Перед нашим коллективом в нынешнем году стоят большие задачи. Предстоит закончить строительные, монтажные, отделочные работы на четырех участках подземных линий общей протяженностью более 9 километров с шестью станциями и ввести их в эксплуатацию. Сначала в третьем квартале откроется отрезок, продолжающий Горьковско-Замоскворецкую линию от станции «Орехово» в глубь крупного жилого массива Орехово-Борисово.

В четвертом квартале поезда Серпуховской линии побегут дальше на юг Чертанова до станции «Пражская», а также к центру столицы, где сооружается станция «Боровицкая». Еще один метровокзал будет построен в Замоскворечье. Сюда, на станцию «Третьяковская», придут поезда Калининской линии.

К сожалению, приходится констатировать, что план первого квартала этого года Метрострой не выполнил. Причин здесь несколько. Сказались сложные гидрогеологические условия, например, при проходке тоннелей под Москвой-рекой на перегоне между станциями «Полянка» и «Боровицкая». Здесь в забои хлынули огромные потоки подземной воды.

Но есть еще одна причина невыполнения плана, и она нас особенно беспокоит. Из года в год Метрострой ощущает острую нехватку чугунных тюбингов для обделки тоннелей. Мы, метростроители, полностью зависим от предприятий, изготавливающих эти детали –Днепропетровского завода металлургического оборудования и ленинградского завода «Лентрублит». Кроме того, на проходке шахт применяются поставляемые этими заводами чугунные изделия значительно тяжелее требуемых по проекту. Это увеличивает металлоемкость, удорожает сметную стоимость. А применять вместо чугунных тюбингов железобетонные не везде можно по техническим нормам. Думается, заводы-поставщики и представители отраслевой науки исправят сложившееся положение.

Настало время и нам приступить к коренной реконструкции. Она коснется не только материально-технической базы, но и всего комплекса, а в первую очередь – организационной структуры управления. Существующая ныне схема организации производства явно устарела.

В системе московского Метростроя сейчас 16 строительно-монтажных управлений. Их работу предстоит организовать по так называемому сквозному методу. Иными словами, замкнуть напрямую монтажную площадку с управленческим звеном, создав таким образом несколько мощных и мобильных потоков. Это значительно упростит руководство производством, повысит заинтересованность людей в конечном результате. Главным показателем должна стать сдача в эксплуатацию готовых тоннелей и станций

На недавнем совещании в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса отмечалось, что сейчас нужно только такое обновление производства, которое сопровождается внедрением самой передовой техники, дает наивысший экономический и социальный эффект. В этом плане столичными метростроевцами немало сделано. К открытию XXVII съезда КПСС будет завершена реконструкция автоматической блокировки на Горьковско-Замоскворецкой линии. Это позволит перейти на обслуживание поездов одним машинистом и таким образом высвободит двести помощников машинистов. Но еще больше новшеств предстоит внедрить в двенадцатой пятилетке. Ведь здесь нас ждет огромный фронт работ – предстоит проложить 34,6 километра трассы и построить 20 станций.

Сейчас уже началось строительство Серпуховско-Тимирязевской линии, которая проляжет на север столицы – к жилому массиву Отрадное. Эта подземная магистраль будет сдаваться в эксплуатацию отдельными участками в три этапа. Сначала, в 1987 году, – от станции «Боровицкая» до «Чеховской», что будет расположена на Пушкинской площади. Затем, в 1988-м, от «Чеховской» до станции «Савеловская» (с выходом пассажиров к последнему из девяти московских железнодорожных вокзалов – Савеловскому, не имеющему связи с метро. И, наконец, в 1990-м вступит в строй самый протяженный, почти 9-километровый отрезок с шестью станциями от «Савеловской» до района Отрадное.

На восток столицы, от станции «Преображенская», будет продолжена Кировско-Фрунзенская линия. В 1989 году здесь откроются станции «Черкизовская» (рядом со стадионом «Локомотив») и «Улица Подбельского». Продлится и Филевская линия – от «Молодежной» в 1990 году голубые экспрессы помчатся в Крылатское. А в юго-западную часть города будет продолжена Калужско-Рижская линия. Сначала вступит в строй отрезок от «Беляево» до станции «Теплый стан», а затем – до станции «Битцевский парк».

В двенадцатой пятилетке будет начато строительство и еще одного нового радиуса, трасса которого проляжет от станции «Курская» на юго-восток Москвы, где выросли большие жилые массивы Люблино, Марьино, Печатники. Здесь будет возведена станция «Шарикоподшипниковская».

С. Акжигитов

«Строительная газета»,

12 июля 1985 г.