Главная Журнал Справочник Галерея О проекте Форум
Назад: ПубликацииНазад: ЖурналНазад: Публикации

Боевые годы Метростроя

Станция «Автозаводская» в день открытия 1 января 1943 г. 

Годы Великой Отечественной войны, ставшие для всех советских людей суровым и тяжелым испытанием, занимают особое место в истории московского Метростроя. 

С первых дней войны сотни метростроевцев ушли на борьбу с врагом. Сорока шести было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Один из них – Константин Яковлевич Самсонов. Семнадцатилетним парнем пришел он по призыву комсомола на строительство метро. Это было в 1934-м. А с 1941 года – фронт. Прошел всю войну. Бойцы батальона, которым командовал старший лейтенант Самсонов, водрузили в мае 1945-го знамя Победы над рейхстагом. 

Много славных страниц в историю Военно-Воздушных Сил вписали бывшие учлеты Метростроя. Тридцать шесть питомцев аэроклуба награждены Золотыми Звездами. Морского летчика Владимира Наржимского. Друзья называли соколом Черного моря. А «ястребов» Ивана Королева знали все летчики полка «Нормандия – Неман». Курсант-аэроклубовец И. Вишняков в годы войны командовал эскадрильей имени Олега Кошевого. Последний свой боевой вылет он совершил 8 мая 1945 года. Бывший слесарь-механик Иван Алексеевич Вишняков в послевоенные годы остался в рядах Советской Армии, стал генерал-майором авиации. 

Своим телом закрыл пробоину в корпусе гибнущей подводной лодки старшина 1-й статьи Александр Морухов. Страна отметила его ратный подвиг присвоением звания Героя. После окончания войны Александр Сергеевич вернулся на родной Метрострой, стал инженером, вожаком коммунистов одного, из строительных управлений. 

Рядом с мужчинами воевали девушки-метростроевки. Золотой Звездой отмечены подвиги штурмaна бомбардировочного полка Анны Александровны Егоровой. Закалка, приобретенная в строительных шахтах, помогла ей пройти сквозь огонь, вынести ужасы концлагеря и вернуться в строй. Много испытаний выпало и на долю радистки-разведчицы М. Астаховой. Довелось ей действовать в тылу врага, далеко за линией фронта. 

Те, кто оставался на Метрострое, жили, подчинив все единому призыву: «Все для фронта, все для победы над врагом!». В первые месяцы войны, когда по решению ГКО началось строительство Можайской линии обороны, тысячи московских метростроевцев отправились сооружать противотанковые рвы, доты и дзоты. 

Стали солдатами и строители ленинградского метро. Десятки сформированных здесь отрядов вышли на строительство противотанковых надолбов и окопов, переправ и коммуникаций для осажденного города. Метростроевцев бросали на самые опасные участки фронта. 

«Дорогой жизни» назвали ленинградцы систему водных, ледовых и железнодорожных коммуникаций в районе Ладожского озера. Она связала блокированный город с Большой землей. Ледовая железнодорожная переправа была возведена метростроевцами. Они же под вражеской бомбежкой, в условиях разрушительных штормов и надвигавшихся льдин построили в Осиновецкой бухте и на восточном берегу Ладоги пассажирские и товарные пирсы. Протяженность каждого из них превышала четверть километра. 

Каждодневный героизм стал нормой поведения. Гитлеровцам не раз удавалось разносить в щепы только что уложенные шпалы, поднимать в воздух рельсы. Но строители упорно тянули стальные нити. Именно по уложенной отрядом метростроевцев 36-километровой ветке Шлиссельбург – Поляны пришел после прорыва блокады в город Ленина первый эшелон с продовольствием. Оперативная помощь в постройке портов дала возможность водникам перевезти в решающую навигацию 1942 года более миллиона тонн грузов, эвакуировать в глубь страны тысячи ленинградцев. 

Война не задержала пуск новых линий. Их строительство в Москве не прекращалось ни на сутки, несмотря на выполнение метростроевцами многих специальных заказов Государственного Комитета Обороны. Созданию третьей очереди метро помогала вся страна. Вот характерный пример. В ходе стройки на большой глубине встретились водообильные грунты – понадобились чугунные тюбинги. Шел 1942 год. Но, несмотря на то, что все ресурсы чугуна были на пределе, что он был остро необходим оборонной промышленности, поступило распоряжение выполнить заказ Метростроя. 

С 1 января 1943 года поезда от станции «Площадь Свердлова» пошли по Замоскворецкому радиусу до «Автозаводской». А еще через год был принят в эксплуатацию Покровский радиус. С 1941 по 1945 годы строители проложили под землей 13,3 километра путей, соорудили семь станций. Новые трассы были построены прочно, удобно и красиво. 

Не отгремели еще залпы войны, а уже застучали отбойные молотки проходчиков, которые приступили к восстановлению тоннелей в Карпатах и на Кавказе. Первый Герой Труда на Метрострое Иван Алексеевич Яцков – герой военного времени. Высокое звание было присвоено ему 5 ноября 1943 года. Участок Яцкова восстанавливал Большой и Малый Новороссийские тоннели. 

«Дьявольской технике разрушения гитлеровских бандитов наши рабочие и инженерно-технические работники сумели противопоставить свою умную и изобретательную технику. Дух созидания и творчества победил стихию разрушения и смерти», – писала «Правда» в те дни. 

Знамя ГКО, оставленное Метрострою навечно, и орден Трудового Красного Знамени – достойная оценка труда славного коллектива в годы войны. 

В. Кондрашов

«Строительная газета»,

6 мая 1985 г.