Главная Журнал Справочник Галерея О проекте Форум
Назад: ПубликацииНазад: ЖурналНазад: Публикации

Планы строительства до 2010 года

Разработаны и утверждены технико-экономические показатели нового Генерального плана развития столицы, рассчитанного до 2010 года. Сегодня мы продолжаем публикацию материалов, в которых будет рассказано, какой станет Москва на пороге III тысячелетия.

Кипучая жизнь столицы, одного из величайших городов мира, находит своеобразное выражение в показателе транспортной подвижности населения. Сегодня он достиг цифры 760. Это без учета поездок по железной дороге внутри города и на легковых автомобилях.

Итак, 760 поездок в год на каждого москвича! Легко посчитать, какая нагрузка ложится на общественный транспорт столицы. В среднем за сутки всеми видами массового городского транспорта перевозится до 17,0 миллиона пассажиров, а за год – 6,3 миллиарда человек – почти полтора населения земного шара.

Московскому метро в этой гигантской работе принадлежит особенно важная роль, на его долю приходится в год более 2,4 миллиарда пассажиров. После ввода в эксплуатацию в прошлом году Серпуховской линии метрополитена протяженность московского метро достигла 200 километров.

До конца нынешней пятилетки сеть Московского метрополитена продлится еще на 15,5 километра. Значительно улучшится транспортное обслуживание района Чертаново и будет продлен в центр Серпуховской радиус метрополитена – проложат путь от станции «Полянка» до «Боровицкой», где на пересечении Кировско-Фрунзенской, Арбатско-Покровской и Филевской линий с Серпуховским радиусом формируется важный пересадочный узел. Кроме того, этот радиус продляется и на юг до станции «Пражская», сооружаемой в содружестве с метростроителями и архитекторами столицы братской Чехословакии.

От станции «Каширская» полным ходом строится продление Замоскворецкой линии в крупнейший жилой район Орехово-Борисово. Этот участок предстоит ввести в эксплуатацию двумя этапами: в 1984 году станции «Кантемировская», «Ленино» и «Орехово» подведут метропоезда к западной границе района, а в 1985-м пустят еще две станции – «Домодедовская» и «Красногвардейская».

В 1985 году будет продлена также Калининская линия от станции «Марксистская» до станции «Третьяковская», появится новая пересадка на Калужско-Рижскую линию и на станцию «Новокузнецкая».

Как видим, строительные площадки участков, вводимых в эксплуатацию в 1984-1985 годах, располагаются главным образом в южных районах столицы. Но уже сейчас широко развернуты работы по строительству Тимирязевского радиуса метрополитена, который вместе с Серпуховской линией образует самый протяженный Тимирязевско-Серпуховской диаметр, пересекающий Москву по меридиану с севера на юг.

От станции «Боровицкая» трасса диаметра пройдет к Пушкинской площади. Здесь возникнет мощный пересадочный узел, который соединит станции метро, названные именами трех великих писателей, – «Пушкинская», «Горьковская» и «Чеховская». Это один из первоочередных участков, вводимых в действие уже в двенадцатой пятилетке. Следующим этапом формирования Тимирязевско-Серпуховского диаметра будет продолжение линии от станции «Чеховская» через станцию «Цветной бульвар» и станцию «Менделеевская» (с пересадкой на «Новослободскую») к Савеловскому вокзалу. И, наконец, к концу двенадцатой пятилетки планируется проложить Тимирязевский радиус в жилой район Отрадное, а на дальнейшую перспективу продолжить его в районы Бибирево и Лианозово.

Одна из наиболее напряженных сегодня трасс – Ждановская пиния метрополитена. Разгрузить ее с учетом нового жилищного строительства в юго-восточном секторе города поможет новый, восьмой диаметр метро, который свяжет с центром столицы северные районы Дегунино, Вагоноремонт и юго-восточные районы: Печатники, Люблино и Марьино.

В двенадцатой пятилетке намечается начало строительства этого будущего диаметра на первоочередном 7-километровом участке от станции «Курская», где появится третья станция пересадочного узла, через площадь Ильича и площадь Крестьянской заставы до станции «Шарикоподшипниковская». Из четырех станций первоочередного участка три станции дадут возможность пассажирам совершить пересадку на действующие линии: Покровско-Арбатскую, Кольцевую, Калининскую и Ждановско-Краснопресненскую. Полное свое значение восьмой диаметр покажет позднее, уже в тринадцатой пятилетке, когда получит продолжение и на север, и на юго-восток.

Первые метры прошли метростроевцы на продлении Калужского радиуса в Ясенево. Эта линия длиной 6,7 километра, разделенная на два пусковых участка с четырьмя новыми станциями, прекрасно дополнит привлекательность крупного жилого района Ясенево.

Еще две стройки двенадцатой пятилетки приведут поезда метро в отдаленные районы Москвы. От станции «Преображенская» Кировский радиус протянется к стадиону «Локомотив» и далее в район улицы Подбельского. А от станции «Молодежная» предполагается продлить Филевский радиус в район комплексной застройки «Крылатское».

Таким образом, объем ввода новых линий в двенадцатой пятилетке возрастет до 34 километров.

Запланированное строительство до 1990 года развивает радиальную систему сети московского метро, предусмотренную Генеральным планом развития столицы, с дополнением ее новым, восьмым диаметром.

В последнее десятилетие XX века метростроение Москвы выйдет на новые рубежи. Предстоит решить три основные задачи. Во-первых, расширить географию московского пассажирского транспорта. К 2000 году в связи с освоением резервных территорий метро должно будет решительно шагнуть за нынешнюю границу столицы – Московскую кольцевую автодорогу. Во-вторых, потребуется существенно увеличить скорость сообщения до 60-70 километров в час. И, наконец. третья задача – увеличение темпов метростроения в Москве до 40-45 километров новых линий за пятилетие.

После 1990 года предполагается продолжить часть восьмого диаметра. Люблинская линия протянется на юго-восток до районов Люблино и Марьино. Одновременно диаметр пройдет через центральную часть столицы с пересадочными станциями на Тургеневской и Трубной площадях, площади Коммуны в район Сущевского вала. До 1995 года будет завершено строительство Тимирязевской линии на участке Отрадное – Лианозово и Замоскворецкой линии на участке от станции «Красногвардейская» в проектируемую промышленную зону «Борисово».

Будет положено начало формирования новой системы метрополитена, которую условно можно назвать экспресс-линиями. Первая такая линия пройдет из Митина (район Красногорска) через станцию «Полежаевская» на юго-запад столицы, примерно в район станций «Спортивная» или «Университет». Строительство ее предполагается вести в тринадцатой пятилетке. К концу века эта высокоскоростная трасса метрополитена превратится в линию Митино – Бутово, проходящую касательно к центральной планировочной зоне Москвы.

Разработанная в Научно-исследовательском и проектном институте Генплана столицы «Схема комплексного развития транспорта Москвы до 2000 года» предполагает сооружение на перспективу четырех подобных экспрессных линий с организацией интенсивного движения на них 10-12 вагонных поездов.

Не забыта и кольцевая линия в периферийной части Москвы, трасса которой уточняется в настоящее время, чтобы лучше охватить районы застройки, возникшие за последние 15-20 лет.

К 2000 году предстоит реконструировать действующие линии метрополитена. Намечается строительство дополнительных входов на перегруженные станции, в первую очередь на такие, как «Белорусская», «Бауманская», «Комсомольская» и другие.

Грандиозны задачи, стоящие перед славным коллективом Московского Метростроя. За 16 лет до конца XX века надо ввести в эксплуатацию на менее 120-130 километров новых линий метро.

Ю. Лапин, начальник управления инженерного оборудования и подготовки территории ГлавАПУ.

«Московская правда»,

11 ноября 1984 г.