Главная Журнал Справочник Галерея О проекте Форум
Назад: ПубликацииНазад: ЖурналНазад: Публикации

Метростроевцы-археологи

Прокладка метро связана с земляными работами. Ковш экскаватора или отбойный молоток встречают порой самое неожиданное Ведь земля тоже хранит память. Память о важных событиях в истории народа: о нашествиях врагов, о войнах, о народных восстаниях. Вот найден метростроевцами железный шлем с серебряной чеканкой. Сбоку он пробит уларом сабли. Значит, несомненно, побывал в жаркой боевой схватке. Историки определили – им пользовался кто-то из ополчения Минина и Пожарского в дни сражений с иноземными интервентами. Эти предметы представлены теперь в Музее истории и реконструкции Москвы.

– Какие участки строительства Московского метрополитена явились наиболее интересными для археологов? – спрашиваю я у заведующего археологическим отделом музея А. Векслера.

– Прежде всего первая линия метрополитена от «Сокольников» до «Парка культуры» и от «Калининской» до «Смоленской». Она проходит через центр города, в исторических его районах. Именно тут открылись взору строителей конструкции московских крепостей, стен и башен Белого города и Китай-города. Находок здесь было особенно много. В районе реки Неглинной. например, на берегу которой была царская аптека, строители нашли аптекарскую посуду. Под Александровским садом – древнее оружие: штыки, ядра, копья, пистолеты с ударно-кремневым замком.

Интересен такой факт. В кладке Китайгородской стены в трещине был спрятан узел с шелковой одеждой. Среди других вещей здесь была и летняя накидка – цветной охабень, наподобие одной из сохранившихся одежд Ивана Грозного,

У «Парка культуры», к примеру, был найден клад 500 серебряных монет с именами Шуйского, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Петра I. Историки считают, что он был зарыт во время стрелецких бунтов в XVII веке.

А вот, где был Опричный двор, установили только тогда, когда строители пришли работать на Моховую улицу. Шурфы, которые они здесь бурили, прошли на глубине сквозь пласт белого речного песка. Его происхождение было объяснено благодаря свидетельствам Генриха Штадена, немца-опричника. Он рассказывал об Опричном дворе Ивана. Грозного за рекой Неглиной. Дворец стоял в сыром месте, и площадки перед ним засыпали толстым слоем привозного речного песка. Историки долго пытались установить местоположение дворца, помогли им в этом метростроевцы.

Станция «Третьяковская» построена на месте, связанном с историей стрелецких слобод. Именно здесь в большом мореном горшке найдены 19.734 серебряных монет. Историки, считают, что владельцем их был активный участник мятежа 1689 года. Возможно, он сложил голову в утро стрелецкой казни. Кстати, это один из крупнейших кладов, обнаруженных в Москве и относящихся ко времени стрелецких бунтов конца XVII века.

Клады с деньгами метростроевцы находят особенно часто. Сосуды самые разные – и деревянные, и металлические, и глиняные. Есть и кубышки-кувшинчики с узким горлом, которые использовали как копилки. В одной из них нашли серебряную монету с надписью «Царь всея Руси Борис Федорович». Монета плотно пристала к стенке сосуда и потому осталась в нем.

– На какой глубине обычно находят такие клады археологи?

– Как правило, на небольшой, 4-6-8 метров – это тот самый культурный слой, который археологи называют антропоген. Только в оборонительных рвах культурный слой велик и достигает 20 и более метров.

– Чем был интересен для археологов Серпуховский радиус?

– В районе строительства станции «Полянка» рабочие обнаружили древнее стекло, изразцовые коллекции, курительные трубки петровского времени, топорик царского телохранителя. При возведении станции «Нагатинская» был найден сосуд, боевой топор, могильник бронзового века (две тысячи лет до нашей эры).

– Были ли случаи, когда археологи помогали метростроевцам?

– Были, и неоднократно. Археологи давали консультации, объясняли происхождение пустот, подземных водоемов, болот, давали сведения по гидрографии. Исходя из этих пояснений, метростроевцы уже принимали решение, выбирая тот или иной способ работ. В качестве примера можно привести строительство станции «Дзержинская» первой очереди.

...Внезапно в забой хлынула вода. Интенсивное нагнетание не помогало, и строители обратились к археологам. Они объяснили причину: в районе стройки обнаружена башня, на дне которой скопилась вода, вот она-то и хлынула в забой. «Как только этот запас иссякнет, вода прекратится, – заверили археологи, – Никакой другой причины здесь нет». Так оно и получилось.

К. Кухарина

«Гудок»,

2 июля 1984 г.