Главная Журнал Справочник Галерея О проекте Форум
Назад: ПубликацииНазад: ЖурналНазад: Публикации

На пути к «Боровицкой»

Со сменным инженером пятого участка СМУ-1 Мосметростроя С.С. Моисеенковым спускаемся в шахту №919 на Берсеневской набережной. Рудный двор освещают лампы дневного света, сухо. Проходим какие-нибудь полкилометра, и под ногами начинает хлюпать вода, затем она поднимается по колено.

– Приток воды достигает 200 кубометров в час, – поясняет Сергей Стефанович.

Московским метростроевцам к воде не привыкать. И здесь, на перегоне между станциями «Полянка» и «Боровицкая», когда позади забоя наверху оставалась уже Москва-река, ее тоже ждали.

С самого начала опасения вызывала лишь верхняя часть прокладываемой трассы, где геологическая разведка обнаружила глубокий размыв. От него строителей защищает твердый слой известняка и глины, но незначительный. Поэтому перед сооружением этой части перегона проектом предусматривалось осушить трассу, а при проходке – сократить число взрывов и темп работ. Специальными методами уровень воды был снят, и забои на значительном протяжении были сравнительно сухими. Но вода все-таки появилась, и не вверху, а в нижней части забоя – в лотке.

– Чтобы поставить ей заслон, – рассказывает Моисеенков, – еще в начале этого года три лучшие бригады участка В. Сочкова, А. Щеглова и В. Ширяева были переброшены на строительство притоннельной камеры насосной перекачки, предполагалось воспользоваться ею в случае большой воды.

И такой случай представился. Это произошло полтора месяца назад. Трасса шла тогда под уклон, и вода в лотке, нисколько не снижаясь, доходила строителям по пояс. Вооружившись спецодеждой, проходчики не сдавались: медленно, но настойчиво продвигались вперед, стремясь даже в этих условиях как можно быстрее достигнуть низших отметок трассы и поскорее взять направление на подъем. Все в коллективе тогда надеялись, что уровень воды сразу резко начнет падать.

Но этого не произошло, и борьба продолжалась. Она продолжается и теперь, когда проходчики уже давно поднимаются вверх. И хотя с каждым взятым метром они все больше перекрывают водоносный слой, вода преследует их по-прежнему. И сегодня, направляясь в левый забой, строители перед каждой сменой натягивают высокие резиновые сапоги – воды в лотке по-прежнему по пояс. Правда, сейчас она со скоростью горной речки бежит из забоя по тоннелю до перекачки, где работают насосы.

Конечно, более чем за полвека московские метростроевцы сумели придумать более эффективные, более совершенные способы борьбы с водой. Можно было осушить забой. Но для этого пришлось бы приостановить работы по прокладке тоннелей на пусковом участке Тимирязевского радиуса, который намечено сдать в будущем году. Строители отказались от вынужденного простоя – метро с нетерпением ждут жители северных районов столицы.

Решили сделать иначе. Обеспечили механическую службу участка кабелем и трубами, другим материалом, всем необходимым для надежной эксплуатации установленных механизмов по откачке воды. И сейчас воду качают пять насосов общей мощностью в полторы тысячи кубометров, и уровень воды с каждым днем заметно снижается.

– Усилия проходчиков и всего коллектива участка сегодня направлены на то, чтобы уйти поскорее от воды, проложить последние оставшиеся 170 метров тоннеля, – говорит Моисеенков.

– В августе этого года подойдем к станции «Боровицкая» и пожмем руку строителям СМУ-5, которые возводят этот метровокзал.

В. Крахотина

«Московская правда»,

7 июня 1984 г.