Главная Журнал Справочник Галерея О проекте Форум
Назад: ПубликацииНазад: ЖурналНазад: Публикации

Новый год на станции «Киевская»

«Красива и нарядна, как невеста!» – говорят порой о станции метро «Киевская»-кольцевая пассажиры. В пятидесятые годы я руководила строительством этой станции, и горжусь, что подземный вокзал под площадью Киевского вокзала получился добротным, красивым.

«Киевская», одна из двенадцати станций кольцевой линии Московского метрополитена, строилась в канун 300-летия воссоединения Украины с Россией. Для ее архитектурного решения был объявлен творческий конкурс, в котором участвовали и москвичи, и архитекторы Украины.

Среди десятков проектов, представленных на обсуждение, лучшей признали работу зодчих Киева. Назову авторов проекта. Это действительный член Академии архитектуры УССР Е. Катонин, киевские архитекторы В. Скугарев и Г. Голубев, художник – член-корреспондент Академии архитектуры УССР А. Мизин (соавтор – московский архитектор А. Марова). А инженер-конструктор этой станции – работник московского института «Метрогипротранс» А. Пирожкова.

Восемнадцать мозаичных картин. И каждая рассказывает о каком-то памятном этапе из совместной истории русского и украинского народов, начиная с Переяславской рады 1654 года.

Давно принимает пассажиров «Киевская»-кольцевая, а у меня в памяти все еще свежи дни стройки.

Напряженно шла работа над архитектурным оформлением станции. Рядом трудились мраморщик киевлянин Ф. Яковенко и лепщик москвич Ф. Свиридов, киевский мозаичник К. Сороченко и москвич М. Сидоров. Общий созидательный труд сплачивал людей, был символом их дружбы.

На «Киевской»-кольцевой незадолго до пуска поездов строители отмечали Новый год. Станция уже была почти готова. Она буквально сияла. Вот и решили под землей устроить новогодний праздник. Это было впервые на столичном Метрострое, а потому запомнилось на всю жизнь.

Еще не были смонтированы эскалаторы. Поэтому мы установили в наклонном ходе ступеньки, и по ним строители «Киевской» вместе с членами своих семей спускались в подземный зал.

Играл духовой оркестр, светилась огнями елка, дети получали подарки. Выступали гости – артисты Театра имени Евгения Вахтангова. Были и свои Дед Мороз и Снегурочка – заведующий механическими мастерскими Вася Парамонов и учетчица Светлана Ермакова.

Необыкновенно счастливы были в ту ночь архитектор Евгений Иванович Катонин и художник Александр Васильевич Мизин. С какой нежностью смотрели они на свою красавицу-станцию!

На новогодний праздник пришли замечательные строители И. Костенко, С. Слепнев, Р. Козловский, М. Михайлов, И. Реплинг, С. Моисеенков, С. Шустов. Т. Старостин. И каждый из них с гордостью объяснял родным, какой он строил тоннель.

Пришли на праздник и отделочники, те, кто сделал станцию такой красивой. Тогда это были еще совсем молодые гранитчики – Владимир Егорович Ерышалов и Константин Павлович Слонов, мраморщики – знаменитые братья Травкины.

Труд всех этих людей увенчался успехом, он воплощен в красавице станции, которой так любуются и москвичи, и гости столицы.

Как-то приехали к нам на Метрострой героические женщины Вьетнама. Им дарили цветы – тюльпаны. гвоздики и наши скромные русские незабудки. Они им особенно понравились, гостьи были буквально растроганы видом этих нежных цветов. Прямо с букетиками они отправились смотреть метро. Поехали на «Киевскую»-кольцевую.

Гостьи остановились у панно, повествующего о том, как украинский народ восторженно встречает своих сынов – освободителей от фашистских захватчиков. И вдруг заблестели слезы в глазах такой мужественной женщины, как Нгуен Тхи Динь. Она увидела,в руках советского солдата те же нежные голубые незабудки, которыми встретили их в Москве.

«Киевская»-кольцевая – только один из примеров нашей крепкой дружбы. Тесную связь поддерживают между собой московские и киевские метростроевцы. Помогают друг другу, обмениваются опытом.

Интересная, но сложная работа по строительству подземных линий, буква «М» на вестибюлях новых станций, которая так дорога каждому метростроевцу, в каком бы городе он ни работал, роднит москвичей и киевлян.

Т. Федорова, заместитель начальника московского Метростроя, Герой Социалистического Труда.

«Вечерняя Москва»,

4 июня 1984 г.