Главная Журнал Справочник Галерея О проекте Форум
Назад: ПубликацииНазад: ЖурналНазад: Публикации

Новое освещение «Серпуховской» (статья №2)

Завершилась полугодовая проверка в условиях реальной эксплуатации принципиально новой системы освещения – световода, смонтированного на станции метро «Серпуховская».

– Как родилась идея использовать новый источник света? – спрашиваем мы у одного из авторов проекта метровокзала, заслуженного архитектора РСФСР Леонида Николаевича Павлова.

– Очевидно, сыграла свою роль традиция. Дело в том, что более тридцати лет назад коллектив проектировщиков станции метро «Добрынинская» (я был в их числе) впервые применил под землей тогдашнюю новинку – люминесцентные лампы «дневного света».

«Серпуховская», как известно, соседствует с «Добрынинской» и связана с ней переходом. С соавтором, архитектором Лидией Юрьевной Гончар, мы задумали использовать оригинальную систему освещения, разработанную сотрудниками Всесоюзного научно-исследовательского, проектно-конструкторского и технологического светотехнического института.

Так в центральном зале подземного перрона «Серпуховской» был смонтирован под потолком световод.

– Снаружи он похож на многометровую трубу довольно большого диаметр, излучающую ровное, мягкое свечение. Но что там внутри?

– Бы обратили, очевидно, внимание на несколько объемистых металлических кубов, поддерживающих световод. В некоторых из них установлены мощные лампы, лучи которых не рассеиваются по сторонам, а как бы «текут» по трубе из туго натянутой и посеребренной изнутри пленки. В нижней части отражающее покрытие частично снято, и через эти полосы свет вырывается наружу.

– Помимо какого-то декоративного эффекта, есть ли у световода другие преимущества?

– ...И немалые! При обычной схеме освещения подземного зала нам бы понадобилось в десять-пятнадцать раз больше электроточек, чем их используется сейчас. Значит, меньше хлопот электромонтажникам и эксплуатационникам. Светящийся фон пленки использован также для информационных надписей вместо обычных подвесных табло.

Сейчас архитекторы Метрогипротранса работают над проектом «светящегося свода» на одной из будущих станций.

Б. Беликов

«Известия»,

22 апреля 1984 г.