Главная Журнал Справочник Галерея О проекте Форум
Назад: ПубликацииНазад: ЖурналНазад: Публикации

Художник

В центре подземного зала, – на гранитном полу, были разложены вычерченные на плотной бумаге в натуральную величину фрагменты стены станции «Ленино». Художники комбината декоративно-прикладного искусства подбирали нужные по цвету мраморные плиты и укладывали их на бумажный рисунок. На полу получался красивый ковер в красных и розовых тонах. Они старались тщательно следовать рисунку. Прикладывали ту или иную плиту, потом вдруг убирали ее и заменяли повой. Потом опять вносили изменения в композицию. 

За работой специалистов комбината на этот раз наблюдал заслуженный художник РСФСР Андрей Николаевич Кузнецов. Вместе с архитекторами института Метрогипротранс Виктором Александровичем Череминым и Александром Львовичем Вигдоровым он участвует в архитектурно-художественном оформлении строящейся сегодня станции «Ленино». 

На метровокзале пусковой Замоскворецкой линии наступила ответственная пора отделки. Уложен красивый гранитный ковер. Оделись в белую коелгу нарядные многогранные колонны. Но главное место в архитектурном облике станции отведено стенам. Так уже решили в своем проекте архитекторы, что тема станции «Ленин – создатель Коммунистической партии и Советского государства» будет раскрыта именно в оформлении стен.

...Андрей Николаевич смотрит на выложенный на полу мраморный ковер... и морщится. Не совсем нравится художнику такой подбор. И вот он уже сам начинает варьировать плитами, подбирая более светлую гамму... Вот теперь кажется все, теперь так, как задумано. 

Выложенный на полу ковер будет в точности перенесен на определенный участок стены. Специалисты комбината пронумеруют каждый камень, и отделочники Управления спецработ Метростроя строго по номерам воссоздадут рисунок. 

Кропотливая это работа – подбор мрамора, но зато именно она дает потом зрительный эффект, позволяет воплотить оригинальные замыслы авторов. 

А замыслы действительно интересны. Стена – своеобразна мозаика, выложенная из плит разного размера и цвета. Присутствует в основном красный, желтый, розовый и чуть-чуть серого. Чтобы создать такую гамму, используется три сорта мрамора – газган холодных и теплых топов, салиэти и буравщина. 

Игра красок природного камня и позволяет воплотить задуманное. 

На каждой стене – по три художественных вставки. Вот в них-то и должна быть раскрыта тема. Как раз над этим так много работал художник. Подбирал материал, думал, делал наброски выбрасывал, их в корзину, и снова рисовал... 

В мастерской художника многие из черновых набросков еще хранятся. Но есть уже и тот вариант, который принес удовлетворение. Его уже утвердил и художественный совет. Вставки сделают на комбинате декоративно-прикладного искусства. А пока давайте представим их себе на путевых стенах станции. 

Андрей Николаевич раскладывает вычерченные в цвете фрагменты стены. В мастерскую художника заглядывает апрельское солнце, и краски на подрамнике кажутся еще ярче. 

– Вот так примерно будет выглядеть стена станции уже вместе с тремя вставками. – Вы видите яркую красную звезду в лучах салюта, серп и молот на фоне экранизации трудных для страны двадцатых годов, видите, как овладевают люди учением марксизма-ленинизма. 

На второй стене тоже три вставки – Великий Октябрь; победный факел и тот же серп и молот, но уже на фоне победного марша нашей страны, осваивающей космос. 

Между вставками – названия станции. 

Еще одна задача авторов проекта – оформить торцевые стены над эскалаторами (у станции два выхода, два эскалаторных подъема). С одной стороны будет выложен из мозаики портрет Владимира Ильича Ленина, с другой – на красном фоне будут начертаны слова – КПСС и СССР. 

Мне кажется, архитекторам и художнику удалось, решить тему станции просто, лаконично, утверждающе. 

Станция «Ленино», на Замоскворецком радиусе напомнит пассажирам «Нагатинскую» на Серпуховской линии. .Один и тот же принцип оформления метровокзала – использование большой площади стен для художественного выражения идеи. Но если «Нагатинская» посвящена истории древней Москвы – то «Ленино» – утверждающей силе ленинского дела, его бессмертию. 

Сейчас и архитекторы, и художник особенно увлечены своей работой. Замысел ведь уже воплощается, уже видишь, насколько удался твой вариант. 

«Ленино» – не первая станция метро в биографий Кузнецова. Первой была Шоссе Энтузиастов на Калининской линии. 

Придя сюда, пассажиры, конечно же, сразу обращают внимание на оформление торцевой стены. Пламя Свободы – так называет художник свою работу. Перед ним стояла нелёгкая задача – без изображения фигур показать основные этапы борьбы с царизмом. И это делают руки, разрывающие цепи. А подсвет придает всей композиции ещё большую рельефность. 

Потом Андрей Николаевич работал на «Шаболовской». Работы художника Кузнецова вы можете видеть ещё на двух станциях – «Проспекте мира» и «Красносельской». «Матери мира» и «Красный барабанщик» – вот темы его мозаичных картин для вестибюлей этих подземных дворцов. 

Художник много и творчески работает. Мне понравилась идея мозаичного панно, украшающего здание Саратовской ГЭС. Этот «Огонь Прометея» хорошо виден с палуб теплоходов, плывущих между Куйбышевым и Саратовом. 

Интересно выполнена стела при въезде в город Дубну – «Атом для мира». Активно участвовал Андрей Николаевич в оформлении зданий в городе Обнинске. С гордостью показывает он и декоративный рельеф с масками, выполненный им для драматического театра во Владивостоке.

Замыслы архитекторов и художника на станции «Ленино» воплощают отделочники Управления спецработ Метростроя. Свой вклад внесли штукатуры Анны Афанасьевны Голышевой. Приложили умелые руки маляры – Прасковья Григорьевна Кострикина и Евдокия Захаровна Козлова. 

Но, конечно, ключ всего замысла в руках облицовщиков. Две бригады работают на пусковой станции. Одну из них возглавляет кавалер ордена Ленина Константин Павлович Слонов, другую -Петр Иванович Копытько, только недавно отмеченный наградой Родины – орденом Знак Почета. Им вверяют сегодня свои замыслы создатели станции, на их мастерство надеются. 

Б. Бухарина

«Метростроевец»,

22 апреля 1984 г.