Главная Журнал Справочник Галерея О проекте Форум
Назад: ПубликацииНазад: ЖурналНазад: Публикации

Метрострой: спорт и профессия

Кончилась смена. Последняя смена на сооружении новой станции московского метро. Перворазрядники М. Успенский, А. Бережной, А. Борисов, Н. Панов и мастер спорта В. Васильев обсуждают план очередной вечерней тренировки хоккейной секции. Фото А. Голованова.

Добрынинская площадь. Клеть, поскрипывая, ползет в низ шахты по чугунному стволу. С него начиналось строительство «Серпуховской» – первой станции на южном участке Серпуховско-Тимирязевского диаметра Московского метрополитена. 8 ноября по новой линии «Серпуховская» – «Южная» пойдут поезда с пассажирами.

Звонко мелкими камешками стучат по каске капли. Идем длинным тоннелем, шлепая сапогами по воде, вдоль узких рельсов. Наш проводник – секретарь комсомольской организации СМУ-6 Мосметростроя Михаил Успенский вспоминает, как в апреле 1977 года при сооружении станции «Марксистская» в том самом месте, где сейчас бежит эскалатор, на них, проходчиков, обрушилась вода. Подземное озеро – полторы тысячи кубометров – хлынуло на метростроевцев. И ни один в тот момент не спасовал.

– Выдержка и закалка у наших ребят – спортивная, – говорит Успенский. – Вот и не испугались. Впрочем, что водопад! И потруднее приходится.

Михаил, комсомольский вожак, о работе проходчиков знает не понаслышке. С 1976 года сам сооружал Московский метрополитен. Продолжил семейную традицию – отец и два брата – шахтеры. А когда-то, еще в Прокопьевске, где играл несколько лет в хоккейной команде мастеров, подумывал о карьере тренера. Но судьба распорядилась иначе...

– Тяжелая работа у шахтеров но, пожалуй, попроще нашей. Пласт в забое от силы метра четыре. А здесь, когда станцию строишь, приходится делать тоннель и в 10, и 12 метров высотой. Кроме того, миллиметры выверяем, ведь точность требуется ювелирная.

Лавируем между вагонеток, груженных цементом и породой. Подходим к группе молодых парней – в таких же, как у нас, сапогах, комбинезонах, телогрейках, касках. Одежда – в глине, растворе.

– Наводим марафет, – поясняет бригадир проходчиков Виктор Шапошников. – Здесь будут служебные помещения новой станции «Полянка».

Видим, что значит «наводить марафет». Проходчик Михаил Култыков орудует отбойным молотком, отваливая пласты серо-бело-коричневого грунта.. Сюда, в тоннельное кольцо, погрузочной машине не подобраться. Значит, вручную. Рядом обычной совковой лопатой землю черпает Семен Автайкин.

– В принципе, – говорит он, – технология та же, что при проходке тоннеля. Правда сначала делаем в зависимости от породы 30-90 шпуров – длинных узких отверстий, куда закладывается взрывчатка. После взрыва берем отбойные молотки и подравниваем, погрузочной машиной отчерпываем породу. На тоннелях в среднем метра три в сутки проходим, на станциях – полтора.

Беру отбойный молоток, вгрызаюсь в землю и спустя минут пять чувствую, как руки свинцом налились.

– Тяжело? – улыбается Михаил Прокофьев. – Это ж без привычки... Конечно, и мы, когда идет все гладко, без простоев, тоже сил тратим много. Но зато после смены придешь в спортзал подшефной школах, побегаешь с мячом, а потом в душ – и напряжение как не бывало.

Об этой бригаде Успенский отзывается лестно. Физорг управления, он всегда находит здесь поддержку любым спортивным начинаниям. Отзывчивые парни. Да и как иначе? В их деле трезвый ум нужен и выносливость.

Дали нам специальный – килограммов на пятнадцать – гаечный ключ. Длинная ручка-труба, захват под гайку в 36 миллиметров. Его держишь одной рукой, а другой – приспособление, которое в действие приводится сжатым воздухом. Вот и попробуй завернуть несколько сотен гаек крепежа чугунных секций. Хорошо на помощь пришел Анатолий Самусенко.

Успенский перечисляет лучших спортсменов, фамилий много. И создается впечатление, что под землей на проходке трудятся одни спортсмены.

– Так оно и есть, – убеждает Успенский. – Вот познакомьтесь, один из них – Геннадий Титов, мастер спорта по самбо.

Из тесной кабинки электровоза, что снует по тоннелям с вагонетками, выглядывает коренастый средних лет мужчина. О себе говорит скупо, нехотя. Работал забойщиком на шахте имени М.И. Калинина в Горловке. Учится на метростроевского проходчика. Пока же – машинист электровоза.

– А спорт не забыли? – спрашиваю.

– Есть мысль секцию самбо открыть, вон и Успенский меня поддерживает.

С другим мастером спорта – по тяжелой атлетике – Владимиром Васильевым познакомились на платформе «Серпуховская». Невысокого роста, живой, улыбчивый, он, пожалуй, в тот день переживал за сдачу станции государственной комиссии больше всех. Как-никак строил ее от проходки до отделочных работ.

– Знаете, если бы не регулярные тренировки, не зарядка с двухпудовой гирей дома, соревнования в управлении, – весело говорил он, – факт: 15 лет не смог бы работать под землей. Имею мечту: вновь собрать вокруг себя молодежь, заниматься с ними штангой. Тогда, честное слово, все рекорды на проходке побьем...

Сегодня у метростроевцев праздник – открыта еще одна ветвь знаменитого московского метро. А те ребята, с которыми нам посчастливилось познакомиться, идут дальше, сооружая подземные магистрали. Сильные, мужественные парни, одним словом – проходчики.

Ф. Гоголев

«Советский спорт»,

4 ноября 1983 г.