Главная Журнал Справочник Галерея О проекте Форум
Назад: ПубликацииНазад: ЖурналНазад: Публикации

Московскому метро – 45 лет

По-настоящему праздничным был день 15 мая 1935 года – не только для Москвы, для всей страны. Первая советская подземка, удивительное творение рук человека, итог героической работы 75 тысяч людей... Первая очередь, первые 13 станций, первые пассажиры, первые рейсы поездов...

– Какой же яркий, незабываемый был день! Мы все ездили и ездили из конца в конец. Словно дети, радовались, входя в вагоны и выходя на каждой станции. А уж на своей, родной, люди бережно гладили колонны, ездили вверх и вниз по лестнице-чудеснице. Да, все это было чудом. Рукотворным, выстраданным, ставшим реальностью – и все-таки чудом для страны, индустрия которой только поднималась, в лесах первых пятилеток.

Так начала свой комментарий Герой Социалистического Труда, заместитель начальника Метростроя. одна из героинь ударной комсомольской стройки 30-х Т.В. Федорова. Мы не раз встречались с Татьяной Викторовной на торжествах, посвященных рейсам пробных поездов, открытию новых радиусов столичного метро. И всегда рядом с ней были в эти радостные моменты старые и добрые друзья – ветераны подземных строек, товарищи по той самой первой очереди.

– Каждый год в день пуска наших новых магистралей встречаемся мы, вспоминаем еще и еще раз перипетии далеких и таких близких сердцу дней. Это было не просто строительство – люди шли на подвиг, кирками и лопатами прокладывая тоннели, борясь с грунтовыми водами.

Вспоминаем и не можем сдержать слов восхищения сегодняшним днем нашего метро. 194 километра пути, 114 станций, сеть дорог, уходящих во все концы столицы, семь миллионов пассажиров в день – огромен размах современного Московского метрополитена. Теперь он по объему перевозок стал крупнейшим в мире. Ежегодно число пассажиров превышает фантастическую цифру – два миллиарда. Об этом мы в 30-е годы только мечтали. Мечтали и строили, пробивали тоннели, прокладывали пути для подземных экспрессов.

Московское метро. Каждое утро встречает оно огромный людской поток. Мы привыкли уже к этому удобству, к транспорту, не зависящему от капризов погоды, пунктуальному и чистому. Как-то даже не верится, что всего сорок пять лет назад первая линия подземки казалась чем-то необыкновенным, волшебным. Каждый из гостей нашего города в числе достопримечательностей обязательно знакомился и со станциями-дворцами. Да они и сейчас привлекают оригинальностью, размахом, красотой – «Маяковская» и «Новослободская», «Площадь Революции» и «Белорусская». Под стать им и новые метровокзалы – «Кузнецкий мост», «Авиамоторная», «Щукинская».

– И вот еще что характерно, – говорит Т.В. Федорова. – Вслед за Московским метрополитеном появились подземные трассы и в других городах-миллионерах нашей страны – Ленинграде, Киеве, Баку, других городах. Вот-вот начнет действовать метро в Ереване. А на очереди – Минск, Горький, Новосибирск.

Ну, а в Москве метростроение развивается с каждым годом. Только в 1979-м сдали в эксплуатацию 20 километров магистралей. В нынешнем году откроется новая станция – «Шаболовская». А за одиннадцатую пятилетку намечено пустить сразу несколько линий в южной части столицы – 30 километров пути, 17 станций.

День рождения, метро... Ему, нашему Московскому метрополитену, сегодня сорок пять. Славная дата.

Сооружение первой очереди было одним из самых ярких свершений ударных пятилеток. Это была огромная победа молодых строителей. И полные тяжелой работы, риска, борьбы, подземные вахты навсегда вошли в наши сердца, в нашу память. Ведь это было дело нашей юности, дело нашей юной страны.

Ш. Муладжанов

(На снимке: Дежурная по станции «Горьковская» комсомолка Е. Бобрикова. 

Фото из газеты «Известия» от 15 мая 1980 года)

«Московская правда»,

15 мая 1980 г.