Главная Журнал Справочник Галерея О проекте Форум
Назад: ПубликацииНазад: ЖурналНазад: Публикации

Новые станции Рижской линии

На снимке: станция «Бабушкинская». Фото Г. Розова.

Нет, пожалуй, дорог более дорогих и трудоемких, нежели трассы метрополитена. Судите сами: недавно сданные 8,3 километра Рижского радиуса обошлись более чем в 70 миллионов рублей. А строили этот участок почти пять лет, точнее, пятьдесят семь месяцев. Теперь протяженность путей Московского метро составляет 181 километр, а станций стало 107.

– Таких сложных участков, как недавно сданный, я что-то не припомню,– говорит главный инженер Метростроя П. С. Исаев.– Неустойчивые, обводненные грунты, многочисленные подземные коммуникации, пересечения с железной дорогой. Много хлопот доставила невинная на первый взгляд Яуза. Тихая, сонная речушка заставила нас решать совершенно новые инженерные проблемы. Тоннель пересекает Яузу дважды. Так вот, первый раз вместо традиционного кессонного способа проходки пришлось применить так называемое контурное замораживание с откачкой воды глубинными насосами. А второй раз мы просто-напросто проложили новое русло для Яузы и уж над ним – тоннель.

Восемь с небольшим километров тоннеля, четыре станции, а сколько новшеств, кроме тех, о которых я уже говорил! Здесь мы впервые применили цельносекционную конструкцию тоннелей: это повысило производительность труда в два с половиной раза. Здесь же внедрили безмастичную гидроизоляцию и совершенно новые материалы, исключающие просачивание воды в тоннель. Станцию «Ботанический сад» должны были строить в два этапа: сперва переложить в другое место рельсы Окружной железной дороги, потом соорудить станцию и вернуть рельсы на старое место. Представляете, как это сложно! А движение поездов... Мы сделали иначе: впервые в нашей практике применили метод продавливания тоннеля. Поезда шли по расписанию, а мы делали свое дело.

Все это и позволило сдать новый участок на три месяца раньше срока. Впрочем, конечно, не только внедрение новшеств сократило сроки работ. Люди – вот кто главные «виновники» того, что пятьсот тысяч москвичей, живущих в районах интенсивной застройки, получили надежный и удобный вид транспорта. Я думаю, новоселы должны знать, что этим они обязаны прежде всего таким прекрасным бригадирам проходчиков, как А.Н. Смирнов, Б.Н. Лобов, М.И. Орехов, электромонтажник И.Д. Гагарин, гранитчик К.П. Слонов, и сотням других славных метростроевцев.

В тот же день по совету П.С. Исаева я поехал знакомиться с новыми станциями метро. До чего же интересно, с какой замечательной выдумкой они оформлены. Вот «Ботанический сад». Уже одно то, что у входа на перрон стоят живые пальмы, березки и кустарники, говорит о многом. Октябрь, в разгаре осень, а тут вечнозеленое царство. А как приятно будет вдыхать аромат липких молодых листочков морозной зимой!

«Свиблово» – это цветные мозаичные гербы старинных русских городов и поселений, расположенных вокруг Москвы, это старорусская вязь их названий. Часами можно разглядывать гербы Коврова, Загорска, Кологрива, Суздаля, Мурома, Ярославля» Палеха, Киржача, Александрова, Ногинска, Мстеры и многих других, составляющих знаменитое золотое кольцо.

Станция «Бабушкинская», названная в честь известного летчика, вовсе не обычна. Потолок не имеет никаких опор, он как бы парит, он куполообразен и напоминает небесный свод. Бело-серебристые тона нежнейшего мрамора и чеканной отделки дополняют эту иллюзию. А в оформлении «Медведкова», самой северной станции, использована полярная тематика: кристаллы льда, застывшие на стенах, живописные скалы, птичьи базары, охотники, белые медведи...

Деловитость и торопливость москвичей стала притчей во языцех. Но я видел, как люди, у которых каждая минута на счету, забывали о своих делах н, восхищенно покачивая головой, рассматривали станции-дворцы, замедляли шаг у живых деревьев, растущих под землей.

Спасибо вам, метростроевцы! Спасибо за прекрасный и очень нужный подарок!

Б. Сопельняк

«Огонёк»,

№46, ноябрь 1978 г.