Главная Журнал Справочник Галерея О проекте Форум
Назад: ПубликацииНазад: ЖурналНазад: Публикации

Как строят метро?

Расскажите, пожалуйста, как ведется строительство метро, проходка тоннелей?

Ф. Каширина.

Люди любят говорить о метро. Многие пытаются представить себе, как строятся подземные магистрали. Мне довелось слышать, например, такое предположение: «Идет под землей машина и раздвигает землю в обе стороны. Вот и готов тоннель». Все далеко не так просто, хотя действительно идут под землей машины.

Многие линии столичного метрополитена строятся сейчас открытым способом. Так создавался почти весь Рижский радиус, станции «Перово» и «Новогиреево» на Калининском, семь из восьми метровокзалов на Серпуховском. С первых дней привлекла внимание прохожих стройплощадка с буквой «М», появившаяся на месте новой станции «Каховская».

Сооружает ее коллектив СМУ №2 Метростроя. Пришли на площадку автокраны, экскаваторы, бульдозеры. Метростроевцы определили границы будущего метровокзала, по специальным отметкам механизаторы забили в землю металлические сваи. Так намечены контуры подземного дворца. Иглы-сваи отвесно входят в грунт и служат своеобразным ограждением котлована. Там, где они уже забиты, то и дело мелькает ковш экскаватора. Земля сыплется в кузова самосвалов, машины вереницей увозят грунт.

Когда котлован достигнет заданной глубины, на его дно строители уложат арматурную сетку и бетон. И на этом бетонном ложе, которое метростроевцы называют лотком, они начнут собирать из железобетонных плит стены, перекрытия станции. Об этом этапе стройки легко узнают жители окружающих домов: над площадкой появится огромный козловой кран.

Такое строительство идет буквально на глазах у будущих пассажиров. А как возводятся станции под землей, например сооружаемые сейчас «Горьковская», «Марксистская», «Площадь Ильича», «Авиамоторная»?

Напротив завода «Компрессор» у шоссе Энтузиастов возвышается шахтный копер и эстакада. Это шахта № 607. Здесь строится станция «Авиамоторная» прокладываются перегонные тоннели в сторону будущего метровокзала «Шоссе Энтузиастов». С такого комплекса на поверхности начинается каждая глубокая шахта. Вертикальный ствол – своеобразный колодец, который ведет на подземный уровень станции и перегонов. Строить его особенно сложно. Но ствол необходим, потому что он становится жизненно важной артерией стройки. Почти беспрерывно «курсируют» по нему шахтные клети с людьми и грузами.

Вот кабина этого «лифта» спустилась вниз. И сразу из темноты попадаешь в светлый рудничный двор, где пересекаются нити узкоколеек, маневрируют вагонетки. Отсюда путь лежит в тоннель. Как удалось под тяжестью огромных пластов земли проложить этот коридор, закованный в чугун?

...Цепочка смонтированных тюбингов оборвалась. Впереди видны твердые пласты известняка. Серые, с красно-бурыми прожилками. Внизу – прослойки карбонной глины. Это тоже крепкий орешек. Не верится, что можно взломать такую твердь. Но забой быстро движется вперед. Гудят бурильные молотки. С помощью сжатого воздуха в известняке делают отверстия, куда закладывается взрывчатка. Внизу, сверху, в центре.

Все покидают забой. Гулко ухает в тоннеле взрыв. В забое горы обрушенной земли- А из свода льет грунтовая вода. Теперь в работу включается погрузочная машина. Подхватывает ковшом порции раздробленного известняка, подает их на транспортер. Лента везет землю в пустые вагонетки. Как только одна наполняется, ее тут же откатывают на запасной путь, подгоняют следующую. К шуму машины присоединяется перестук отбойных молотков. Ими обрабатывают все выступы, оставшиеся после взрыва.

Забой теперь похож на нишу с известняковым сводом. Проходчики собирают очередное кольцо, состоящее из отдельных тюбингов. Здесь строителям снова помогает машина – тюбингоукладчик. Своей металлической рукой она подает детали чугунных конструкций, каждая из которых весит до тонны, на нужную высоту. В одном кольце – десять деталей. Последний тюбинг называется замковым, он как бы скрепляет только что собранное кольцо в единое целое.

Чтобы придать прочность конструкции, за чугунную «кольчугу» тоннеля нагнетается с помощью сжатого воздуха раствор из песка и цемента. А от грунтовой воды защитит еще и дополнительный слой цемента. Такой щит нужен на любой трассе. Но особенно важен он в сложных гидрогеологических условиях Калининского радиуса.

А куда же делась «добытая» порода? Состав из груженых вагонеток цепляется к электровозу, и тот доставляет его по узкоколейке к рудничному двору. Потом вагонетки по одной поднимут в шахтных клетях наверх. Земля ссыпается в бункер, а из него – в кузова машин. Самосвалы отвезут грунт туда, где земля необходима, чтобы выровнять поверхность, засыпать овраг.

Метростроевский забой... Он сегодня в чем-то такой же, как прежде. Свет электрических лампочек, запах сырой земли, серые своды, грунтовая вода – и под ногами, и сверху капельная дробь по защитной каске. Но если раньше механизмы здесь были редкостью, то сейчас метростроевцам служат десятки различных машин. В три раза повысила производительность труда новинка – механизированный проходческий комплекс. Уже не взрыв и отбойные молотки, а крепкие резцы этого щита вонзаются в известняк на Калининском радиусе. Вслед за первенцем в московском метро появятся еще несколько подобных агрегатов. А в песках идут проходческие щиты с рассекающими перегородками. Они вдавливаются в песок, и он сыплется в тоннель. А дальше – погрузочная машина, транспортерная лента и вагонетки.

Почти каждый год вступают в строй новые линии Московского метрополитена. Растет целый подземный город. Уже действуют 103 станции и более 170 километров пути. В будущем голубые экспрессы придут во все крупнейшие жилые массивы столицы.

Б. Бухарина

«Московская правда»,

14 апреля 1978 г.