Мы знали: наш труд необходим стране В Москве, на Русаковской улице, несколько лет назад открыли памятную доску: «На этом месте в 1931 году была заложена первая шахта Метростроя. Здесь началась борьба за строительство лучшего в мире Московского метро». Тогда западные консультанты и специалисты скептически посмеивались: «Очередная большевистская затея. Ничего у них из этого не получится...» Но 15 мая 1935 года по первой линии. Московского метрополитена пошли поезда! Среди метростроителей, что принимали в те дни поздравления, был и молодой электрик – Николай Феноменов. Сегодня – Герой Социалистического Труда, кавалер орденов Красной Звезды и Трудового Красного Знамени, заслуженный строитель РСФСР Николай Алексеевич Феноменов – инженер по техническому обучению строительно-монтажного управления №3 Метростроя. – Николай Алексеевич, как Вы пришли на Метрострой? – Весной 1935 года, после службы в РККА, приехал в Москву. Комсомольцы, вся молодежь были охвачены одним патриотическим порывом: «Построим город под городом!». Подземные работы такого размаха велись у нас в стране впервые. В этом тоже была своя романтика. Так что сомнений и колебаний не было: иду в Метрострой! Начал работу на станции «Площадь Революции». Она тогда еще не была построена. Работать было – нелегко, иногда просто опасно. – И все-таки вы выстояли, построили метро... – Мы знали: наш труд необходим стране. И трудились с поистине революционным энтузиазмом. Туннели метро шли дальше и дальше. Строились новые станции, открывались новые линии. Но как-то, в июньское воскресенье, поднявшись на поверхность после ночной смены, Николай Феноменов услышал от своего сменщика страшное слово: «Война!». – Уже 24 июня в составе Первой московской пролетарской дивизии мы отправились на запад, навстречу противнику. За участие в обороне Москвы старший сержант Николай Феноменов был награжден орденом Красной Звезды. Во время одного из рейдов к переднему краю противника в марте 1942 года он был тяжело ранен – взрывом оторвало кисти обеих рук, осколки изрешетили лицо. Эвакуация в глубокий тыл. Госпитали, операции. «Неужели пора списывать?» Но Николай не думал сдаваться. Приходилось всему учиться заново. Долгие, порой изнурительные тренировки занятия лечебной физкультурой. Воля и упорство победили. – Работал сначала в мастерских, заведовал инструментом, потом поступил в техникум на заочное отделение. Продолжал работать под землей. Правда, меня, инвалида первой группы, не хотели даже близко подпускать к технике. Но помогли старые друзья. В 1953 году, когда строили станцию «Новослободская», начальником там была Татьяна Викторовна Федорова. А мы с ней знакомы еще с 30-х годов – вместе проходили первые туннели, вместе прыгали с парашютом в метростроевском аэроклубе. И она приняла меня на работу под свою ответственность. На столе у Н.А. Феноменова я видел книгу Т.В. Федоровой. «Наверху – Москва» с дарственной надписью: «Герою Социалистического Труда, дорогому другу комсомольской юности, первопроходцу Метро-строя Николаю Феноменову с любовью и глубоким уважением». Сейчас Татьяна Викторовна Федорова – заместитель начальника Московского Метростроя. – Через два года я уже стал механиком. До 1972 года работал в шахтах метро, потом получил «повышение» – поднялся, на поверхность. Был начальником механического цеха. – Николай Алексеевич, сейчас в Московском метро работает много комсомольцев и молодежи. Что вы, ветеран Метростроя, хотите им пожелать? – Сохранить тот жар сердец, который был у первых метростроевцев, оставаться верными традициям комсомольцев двадцатых и тридцатых годов. Именно ей, сегодняшней молодежи, воплощать в жизнь наши мечты. Имя Николая Алексеевича Феноменова занесено в Книгу почета ЦК ВЛКСМ за заслуги в коммунистическом воспитании молодежи. В. Зайцев «Комсомольская правда», 28 декабря 1976 г. |
|