Главная Журнал Справочник Галерея О проекте Форум
Назад: ПубликацииНазад: ЖурналНазад: Публикации

Подвиг под землёй

Юлиус Фучик: «Это – самое крупное строительство в Советском Союзе».

Тридцатого декабря 1933 года метростроевцы Советской страны подавали рапорт о своей работе: «План строительства метро выполнен на десять процентов».

В январе 1934 года работало на Метрострое 36 тысяч рабочих и работниц.

В феврале 1934 года праздновал Метрострой свой первый большой праздник. На шахте №29, которая вообще была первой шахтой Метростроя, был полностью готов первый туннель. Готово первых двести двадцать девять метров московского метро. Последнюю смену в, этом туннеле работали бригады Трушинова и Орлова, те, которые в ноябре 1931– года прорывали эту первую шахту.

В марте 1934 года под землей начинают работать механические кроты – английские щиты. Один из ник был привезен из-за границы, другие были уже советского производства. Делали их двадцать пять крупных советских заводов.

В мае 1934 года работают на метро 75.639 человек. Это – самое крупное строительство в Советском Союзе. Работают здесь украинцы и чуваши, узбеки и марийцы, русские, немцы и чехи, работают здесь представители почти пятидесяти национальностей. Коллектив метростроевцев – большой подземный народ, у которого есть свои власти, свои газеты, свои дома отдыха, свои поэты, свои рекордсмены по бегу и плаванию, свои чемпионы по боксу, свои мастера по шахматам, свои большие национальные герои.

В июне 1934 года рапортуют метростроевцы Земле: треть подземного туннеля полностью готова.

В июле 1934 года были проложены первые колеи в готовых туннелях.

В сентябре 1934 года подают метростроевцы рапорт, что готово семь с половиной километров туннеля. Начинает работать первая подземная электрическая станция на участке Сокольники – Комсомольская площадь.

В октябре 1934 года закончены все подземные работы. Всего за время строительства метро поднято на поверхность 2.282.000 кубических метров земли. Московский завод заканчивает работу над первым советским эскалатором, а 15 октября 1934 года в 8 часов 20 минут утра из подземного парка на Комсомольской площади, пронзительно гудя, выезжает первый поезд московской подземной дороги. Локомотив №1 и состав №1001 совершают свою первую учебную поездку под землей Москвы, на первом участке в два с половиной километра длиной – от Комсомольской площади до Сокольников.

В ноябре 1934 года готов туннель первой линии метро – 11 километров 400 метров. За неполный год под землей было уложено 741 тысяча кубических метров бетона. На. торжественном заседании ударников Метростроя в Большом театре участники его обещают передать совершенно готовое метро самому высшему хозяину Советской страны – VII съезду Советов 1 мая 1935 года.

«Комсомольская правда»,

28 декабря 1976 г.