Главная Журнал Справочник Галерея О проекте Форум
Назад: ПубликацииНазад: ЖурналНазад: Публикации

Метро знакомое и незнакомое

Юбиляром может считать себя каждый москвич, совершивший в эти июльские дни поездку в столичном метро. Голубые экспрессы перевезли миллиардного с начала года пассажира.

Ступаешь на ленту эскалатора, и она подхватывает, несет вниз, к перрону, к голубым экспрессам. Секунда – несколько метров: быстро бежит лестница. Москвич спешит и в этой суете не замечает многого. Что он видел я метро?

Главное – быстро и удобно – так считают многие. Согласиться с этим можно лишь частично. Московский метрополитен снискал славу лучшего в мире, а станции справедливо называют подземными дворцами. Их проектировали В.Г. Гельфрейх. И.А. Фомин, А.В. Щусев и другие видные советские архитекторы. Они стремились создать не только комфорт для пассажиров, но и придать каждой станции индивидуальный архитектурный облик. Наше метро украшают произведения замечательных мастеров изобразительного искусства А.А. Дейнеки, П.Д. Корина, М.Г. Манизера.

Так не стоит ли остановиться, оглянуться? И открыть вдруг для себя и цветные витражи «Новослободской», и «хлебные снопы» – пилоны «Колхозной». Боевое прошлое России («Измайловский парк»), вооруженное восстание на Пресне («Улица 1905 года»), историческая победа пролетариата («Площадь Революции»), подвиг народа в Великой Отечественной войне («Комсомольская»-кольцевая) – все это предстает перед взором в подземных дворцах. Но удивляют не только дворцы подъемные.

Поезд стремительно вырывается из темноты тоннеля на станцию «Ленинские горы»: свет сразу же заливает салоны. Он проникает через стеклянные витражи, разделяющие перрон и небо. Ведь станция расположена в одном из ярусов моста через Москву-реку. Не только над водной гладью строят сегодня метромосты, но и под водой.

Когда-то через реку Неглинку был перекинут небольшой мост. Его назвали Кузнецким – в старину здесь была слобода мастеров кузнечного дела. Она подарила имя московской улице. Та в свою очередь – станции метро, сооруженной под Неглинкой. Ее облик и в самом деле напоминает мост. Наверное, высокими, необычными для большой глубины пилонами-арками, как у виадука. Да и сам вокзал выше и просторнее, чем те, что строились прежде. Этот простор сближает его с другой станцией, сооруженной на той же магистрали – «Пушкинской».

Здесь все напоминает о великом поэте – бронзовый бюст А. С. Пушкина, декоративные панно из чеканной латуни, воспроизводящие сцены, связанные с его жизнью, бронзовые светильники со свечами в стиле XIX- века.

Заглядывая в далекое «лет чрез пятьсот» будущее, Пушкин писал:

«Мосты чугунные чрез воды
шагнут широкою дугой,
раздвинем горы,
под водой
пророем дерзостные своды...».

Будущее оказалось не таким уж дальним. «Дерзостные своды» под водой стали теперь для москвича настолько привычными, что он, всегда спешащий, порой и не замечает окружающей его красоты.

Все разветвленное и длиннее становятся линии Московского метро. Через два с половиной года голубые экспрессы пойдут по новому участку Калужско-Рижской линии. Своеобразным прологом к удивительному путешествию в мир растений станет станция «Ростокинская» близ Главного Ботанического сада Академии наук СССР: флора – тема ее архитектурного оформления. Для отделки интерьера подземных залов «Свиблова» выбраны гербы старинных русских городов, расположенных вокруг Москвы, – Мурома, Загорска, Углича, Ростова. Так современные архитекторы, художники, строители. развивая традиции мастеров старшего поколения, стремятся подарить людям комфорт, скорость, красоту.

В. Козлов, корр. ТАСС

«Вечерняя Москва»,

19 июля 1976 г.