Метро знакомое и незнакомое Юбиляром может считать себя каждый москвич, совершивший в эти июльские дни поездку в столичном метро. Голубые экспрессы перевезли миллиардного с начала года пассажира. Ступаешь на ленту эскалатора, и она подхватывает, несет вниз, к перрону, к голубым экспрессам. Секунда – несколько метров: быстро бежит лестница. Москвич спешит и в этой суете не замечает многого. Что он видел я метро? Главное – быстро и удобно – так считают многие. Согласиться с этим можно лишь частично. Московский метрополитен снискал славу лучшего в мире, а станции справедливо называют подземными дворцами. Их проектировали В.Г. Гельфрейх. И.А. Фомин, А.В. Щусев и другие видные советские архитекторы. Они стремились создать не только комфорт для пассажиров, но и придать каждой станции индивидуальный архитектурный облик. Наше метро украшают произведения замечательных мастеров изобразительного искусства А.А. Дейнеки, П.Д. Корина, М.Г. Манизера. Так не стоит ли остановиться, оглянуться? И открыть вдруг для себя и цветные витражи «Новослободской», и «хлебные снопы» – пилоны «Колхозной». Боевое прошлое России («Измайловский парк»), вооруженное восстание на Пресне («Улица 1905 года»), историческая победа пролетариата («Площадь Революции»), подвиг народа в Великой Отечественной войне («Комсомольская»-кольцевая) – все это предстает перед взором в подземных дворцах. Но удивляют не только дворцы подъемные. Поезд стремительно вырывается из темноты тоннеля на станцию «Ленинские горы»: свет сразу же заливает салоны. Он проникает через стеклянные витражи, разделяющие перрон и небо. Ведь станция расположена в одном из ярусов моста через Москву-реку. Не только над водной гладью строят сегодня метромосты, но и под водой. Когда-то через реку Неглинку был перекинут небольшой мост. Его назвали Кузнецким – в старину здесь была слобода мастеров кузнечного дела. Она подарила имя московской улице. Та в свою очередь – станции метро, сооруженной под Неглинкой. Ее облик и в самом деле напоминает мост. Наверное, высокими, необычными для большой глубины пилонами-арками, как у виадука. Да и сам вокзал выше и просторнее, чем те, что строились прежде. Этот простор сближает его с другой станцией, сооруженной на той же магистрали – «Пушкинской». Здесь все напоминает о великом поэте – бронзовый бюст А. С. Пушкина, декоративные панно из чеканной латуни, воспроизводящие сцены, связанные с его жизнью, бронзовые светильники со свечами в стиле XIX- века. Заглядывая в далекое «лет чрез пятьсот» будущее, Пушкин писал: «Мосты чугунные чрез воды Будущее оказалось не таким уж дальним. «Дерзостные своды» под водой стали теперь для москвича настолько привычными, что он, всегда спешащий, порой и не замечает окружающей его красоты. Все разветвленное и длиннее становятся линии Московского метро. Через два с половиной года голубые экспрессы пойдут по новому участку Калужско-Рижской линии. Своеобразным прологом к удивительному путешествию в мир растений станет станция «Ростокинская» близ Главного Ботанического сада Академии наук СССР: флора – тема ее архитектурного оформления. Для отделки интерьера подземных залов «Свиблова» выбраны гербы старинных русских городов, расположенных вокруг Москвы, – Мурома, Загорска, Углича, Ростова. Так современные архитекторы, художники, строители. развивая традиции мастеров старшего поколения, стремятся подарить людям комфорт, скорость, красоту. В. Козлов, корр. ТАСС «Вечерняя Москва», 19 июля 1976 г. |
|